Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Ивацевичского райисполкома
Государственное учреждение образования
БЫТЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались поговорить о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи; именно школьная отметка является яблоком раздора между членами вашей семьи и мерилом ценностей вашего ребенка.
В третий класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к системному обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе.
Ожидание третьеклассников во многом зависит от того, насколько успешными были для него первый и второй год обучения: «Думаю, что буду учитывать также хорошо, как в первом и втором классе»; «В том году у меня не все хорошо получилось. Писал плохо. Теперь еще не знаю, как смогу».
Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей третьеклассников. Самооценка отражает значение человека о себе и его отношения к себе. Она складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьника лежат его собственные достижения в учении, а также положительное отношение со стороны близких взрослых. Младший школьный возраст является узлом в становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной.
Самооценка третьеклассников в учебной деятельности существенно отличается от первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка. Во втором классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов». Снижение самооценки у второклассников связанно с повышением критичности к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще ограничены. Отсюда проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.
Оценка не тождественна отметке. Оценка - это процесс оценивания; отметка - результат этого процесса, его условное обозначение в баллах. Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором взрослые сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижение, дает рекомендации, отмечает старание школьника и только затем, вывод из сказанного, называет заслуженную отметку.
Без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал Сухомлинский В.А. «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол - отметка. Для одного ребенка - он добрый, снисходительный, для другого - жёсткий, безжалостный, неумолимый … ребенок старается удовлетворить или - на худой конец - обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки». К сожалению, родители вольно или не вольно выстраивают свое отношение к ребенку в зависимости его успеваемости. Дети улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я десяткики не получаю». Связывая свое отношение к ребенку с отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.
Родителям необходимо помнить, что в учении важно не только отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.
Как помочь ребенку?
а) Выявить причины неуспеваемости. Ребёнок не станет учиться лучше, если его заставлять. Напротив, излишняя строгость может спровоцировать тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит успеваемость ещё больше. Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и определить, что конкретно мешает ребёнку. И меры предпринять соответственные.
б) Возможно следует пересмотреть свои требования к ребенку. Быть первым во всём всегда - невозможно. Помочь ребенку найти и развить свои способности, например, к музыке, к танцам, рисованию или математике. Это поможет ребёнку развить положительное отношение к себе.
в) Помнить о том, что отличная оценка - не показатель знаний и не самоцель. Культ пятерки может иметь серьёзные последствия, проявляющие во взрослой жизни.
Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить безболезненный переход к оценочной деятельности нужно нам с вами:
Помнить, что учебные успехи - это ещё не всё
Памятка для родителей
«Как относиться к отметкам ребенка»
- Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.
- Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания и умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда.
- Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради Вашего душевного спокойствия.
- Не учите ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
- Никогда не выражайте сомнения по поводу объективности выставленной оценки вслух.
- Есть сомнения - идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
- Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребенка.
- Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
- Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки.
- Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось Вам подражать.
«Психологические и физиологические особенности третьеклассников»
Цели:
* познакомить родителей с психологическими и физиологическими особенностями третьеклассников,
*обозначить проблемы характера для данного возраста,
*дать рекомендации родителям по воспитанию и развитию детей с учётом их психофизиологических особенностей.
Виды работ: короткое информационное сообщение, составление заповедей, анкетирование родителей.
План.
Ход мероприятия.
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти.
Какие они, эти загадочные третьеклассники?
Эксперимент.
Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. (На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.) А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, цвету, форме. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.) Мы – взрослые люди при одинаковых условиях делаем всё по-разному. Третьеклассники делают тоже всё по-разному. Чтобы помочь ребёнку, надо владеть знаниями о возрастных особенностях его развития.
Возрастные особенности детей 7-8 лет
Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.
Физические особенности
Интеллектуальные особенности
Эмоциональные особенности
Социальные особенности
Возрастные особенности детей 9 – 10 лет
Физические
Предлагаем:
Интеллектуальные
Предлагаем:
Эмоциональные
Предлагаем:
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ
Мышление:
У третьеклассников над всеми психическими процессами доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Закрепляется развитие словесно-логического и образного мышления, на которые станет опираться учитель, когда ребенок будет учиться в следующем классе.
Рекомендация: Мама и Папа, водите меня чаще в театры и музеи. Путешествуя в фантастическом мире с героями пьес и картин, я развиваю образное мышление.
Со временем я начну усваивать структуру пьесы: начало, развитие сюжета, конец. Таким образом, у меня развивается логическое мышление.
Мама, подведя меня к картине, спроси: «Что хотел показать нам художник?» Отвечая на твой вопрос, я буду развивать словесно-логическое мышление.
Ведущий вид деятельности:
В третьем классе основным механизмом познания окружающего мира является учебная деятельность. В это время у ребенка появляются интересы, направленные к отдельным школьным предметам. Но эти интересы крайне неустойчивы и определяются деятельностью учителя.
Рекомендация: Мама и Папа, чаще объясняйте мне необходимость каждого школьного предмета в жизни человека. Тогда я буду стараться лучше учиться по всем предметам. Например, для убеждения меня в необходимости риторики вы можете использовать следующее утверждение: «Мы любим общаться с людьми, которые нам нравятся. Среди них всегда есть те, кто умеет красиво говорить. Ты хочешь быть человеком, с которым будет приятно общаться? Поэтому, чтобы стать интересным в общении, тебе нужно изучить риторику».
Социальная ситуация развития:
Третьеклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и приспосабливается к системе требований сверстников при общении с ними.
Рекомендация: Мама и Папа, контролируя меня, не забывайте хвалить почаще: и при встрече из школы, и после выполнения уроков. Только успех порождает новый успех. А для этого я должен верить в свои силы, знать, что я самоценен.
Мотивация:
В третьем классе у ребенка закрепляется мотивация к школе.
Мотивация к школе бывает:
Негативная. Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости.
Формальная. Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя.
Содержательная. Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.
Рекомендация: Мама и Папа, у меня к вам есть несколько просьб. Последуйте им, и тогда я буду радоваться школе и любить учиться.
Новообразование:
Дети третьих классов вполне в состоянии управлять собой и внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами. У третьеклассников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.
Рекомендация: Мама и Папа, укладывая меня спать, подведите итоги дня вопросом: «Ты доволен собой?»
Если я себя переоценю, то обратите внимание на мои неудачи. И объясните, как их можно избежать.
Если я себя недооценю, просто за что-нибудь похвалите меня.
Так я научусь адекватно себя оценивать.
Общение:
Общению третьеклассника характерны следующие признаки:
-Неустойчивость контактов.
-Эмоциональность.
-Зависимость от оценки взрослых: учителя, родителей. Ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют.
-Разрыв между мальчиками и девочками.
-Взаимосвязь общения с деятельностью ребенка.
Рекомендация: Мама и Папа, не говорите при мне негативно о моих одноклассниках и их родителях. Ваша отрицательная оценка может стать причиной появления в классе изгоя
Родительский университет
(для законных представителей 3-их классов)
Здоровая семья - здоровый ребенок
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – один из важнейших кирпичиков в фундаменте будущей личности. Несомненно, что формирование здорового образа жизни должно начинаться с раннего детства.
Для достижения данной цели выдвигается ряд следующих задач:
– формировать навыки здорового образа жизни;
– развивать у детей мотивацию здорового образа жизни, потребность в освоении способов сохранения и улучшения своего здоровья;
– расширять знания и кругозор детей о ЗОЖ, о значении его в жизни человека;
– воспитывать у ребёнка желание заботы о своём организме, желание быть всегда здоровым;
– формировать практические навыки ухода за телом.
Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.
Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс. Именно такая организация обучения способствует формированию представлений о здоровьесбережении и научит детей отличать здоровый образ жизни от нездорового, поможет в дальнейшем беречь свое здоровье и здоровье окружающих.
В понятие «здоровый образ жизни» входят преодоление факторов риска здоровью и создание благоприятной обстановки, условий для укрепления здоровья, т.е. развитие тех индивидуальных и общественных факторов, которые участвуют в формировании здоровья. Важным рычагом в этом процессе служит медицинская активность. Следовательно, существуют два направления формирования здорового образа жизни:
Спорт в жизни ребёнка
Полноценное физическое развитие ребенка играет ведущую роль в его жизни. Занимаясь тем или иным видом спорта, ребенок получает огромное количество знаний и навыков, которые смогут ему помочь не только в спорте, но и в школе, семье и пр. При занятиях спортом развиваются такие навыки, как концентрация внимания и дисциплина. Регулярные спортивные занятия играют основную роль в жизни маленьких спортсменов, ведь в первую очередь - это здоровье.
Каждый ребенок будучи еще совсем маленьким имеет огромные запасы неиссякаемой энергии, демонстрируя ее в регулярной активной деятельности. Это является обыкновенной биологической потребностью каждого малыша. Задача родителей - своевременно направить эту активность в нужное русло, чтобы обеспечить стрессоустойчивость и гармоничное развитие всего организма, ведь все мамы и папы мечтают о том, чтобы его малыш вырос здоровым и по-настоящему счастливым.
Большинство мальчиков уже в возрасте 3-4 лет проявляют интерес к футболу, боксу или каратэ. Девочки же мечтают заниматься гимнастикой или танцами. Если в столь раннем возрасте дети стремятся к занятиям спортом, то необходимо как можно быстрее отдать ребенка в нужную секцию. Но что делать, если малыш не испытывает никакого интереса к спорту? Задача родителей состоит в том, чтобы пробудить этот интерес, следуя определенным правилам.
Начните дарить ребенку различные спортивные «штучки»: мячики, гантели, самокат, велосипед, скакалку, лыжи, ролики и так далее.
Советы родителям:
Родитель является самым первым и авторитетным тренером для своего ребёнка. Поэтому начинайте заниматься совместно игрой в бадминтон, волейбол, футбол, ездой на велосипеде и так далее. Мамы с дочками могут регулярно танцевать вместе и выполнять различные упражнения.
Если ребенок ещё не выбрал, каким видом спорта он хотел бы заниматься, то отдайте его в любую секцию. Если не понравится - будете продолжать поиски, пока не найдется что-то по душе.
Перед тем, как отдать ребенка в спортивную секцию, подготовьте его к новому этапу в жизни, сами заранее познакомьтесь с тренером и осмотрите помещение, в котором будут проводиться занятия. Расскажите о том, что в спортивной группе много детей, с которыми ему будет весело заниматься. Скажите о значимости тренера - его надо слушаться. Ну и самое главное - мотивация. Можете привести в пример какого-нибудь героя - отменного футболиста, каратиста, баскетболиста и так далее. Ребенок должен точно понимать, зачем ему это нужно.
Преимущества занятий спортом:
Отдавая предпочтение той или иной секции, обязательно учитывайте состояние здоровья ребенка и его мнение. Целесообразным будет, до начала занятий, проконсультироваться с педиатром, а также со специалистом в этом виде спорта, относительно нагрузок на детский организм. Такая консультация поможет родителям принять верное решение, а также, в дальнейшем, не навредить здоровью ребенка.
Занимаясь спортом, ребенок научится самовыражаться, и реализовываться, чувствовать свое тело, приобретет быстроту реакции, станет более выносливым и целеустремленным.
Эффективное общение в семье - залог успеха школьника
ТЕМА: «Эффективное общение в семье – залог успеха школьника»
Добрый день, уважаемые родители!
Предлагаем Вам поучаствовать в нашем увлекательном путешествии!
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
ТЕМА: «Эффективное общение в семье – залог успеха школьника»
Уважаемы родители! Один из известных педагогов говорил, что дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше «горе и слёзы». Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны. Я предлагаю вам сегодня поговорить о нашем общении с детьми.
А если после прохождения темы Вам понадобится личная консультация, Вы всегда можете получить ее в удобном для Вас формате.
Шаг |
Инструкция для родителей |
1 |
Общение — это главное условие для развития и жизни человека. Каким вы видите общение с вашими детьми? Какие встречаются трудности? Не всегда порой мы знаем выход из сложившихся ситуаций. Мы живём в очень сложное время. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а мы часто пытаясь заработать на хлеб насущный, приходим домой уставшими, на общение часто уже не способными. Растёт стена непонимания недоверия, возникают конфликты. А по данным социального опроса установлено, что за сутки родители ребёнку уделяют всего 18 минут. Это ли не парадокс! Возможно, знания стилей общения многим из вас помогут в воспитании детей столь открытых в данном возрасте. А перед тем, как мы узнаем о стилях общения, давайте определим Ваш стиль общения с ребенком. Кликните по ссылке и пройдите тест: Тест "Стили общения и воспитания" |
2 |
Итак, Вы узнали, какой стиль общения и воспитания характерен для вас. Психологи обычно выделяют 3 стиля общения: либеральный, авторитарный и демократический. В следующей статье вы прочитаете о стилях воспитания и их последствиях, а также сможете ознакомиться с рекомендациями. http://www.detsad179.ru/sovety-roditeljam/konsultacija-stili-obschenija-roditelei-i-detei.html |
3 |
Посмотрите следующее видео и узнайте 7 фраз, которые нельзя говорить ребенку: https://www.youtube.com/watch?v=Ls5UlJ-T36I |
4 |
Знаменитый психолог Д. Карнеги говорил следующее: § Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека. § Обращая внимание на их ошибки, делайте это в косвенной форме § Прежде, чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках. § Задавайте вопросы, вместо того, чтобы отдавать приказания. § Давайте возможность человеку спасти своё лицо. § Хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренними в своём признании и щедры в похвалах. § Создайте доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним. § Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым. § Делайте так, чтобы было приятно исполнить то, что вы хотите. В следующем видео вы узнаете 7 фраз, которые нужно говорить ребенку каждый день https://www.youtube.com/watch?v=JK8VslkFyg0 |
5 |
Помните! § Ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть. § Ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным. § Ребёнок живёт в упрёках – он учится жить с чувством вины. § Ребенок растет в терпимости – он учится понимать других. § Ребенка хвалят – он учится быть благородным. § Ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей. § Ребенка поддерживают – он учится ценить себя. § Ребёнка высмеивают – он учится быть замкнутым. § Ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире. |