Семинар учителей начальных классов на тему "Система преемственности дошкольного и начального образования в условиях детского сада – средней школы

Выступление заместителя директора по УР Фурса О.С.

Система преемственности дошкольного и начального образования

в условиях детского сада – средней школы

 

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей.

 Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то,

что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни

постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».

Василий Александрович Сухомлинский

 

Переход детей из одних педагогических рук в другие - сложный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Порой это просто стрессовая ситуация и для детей, и для родителей. Для педагогов школ  - этот процесс также является сложным. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел безболезненно? В этом вопросе  большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы.  В процессе своей работы воспитатель выявляет готовность ребенка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности  социального развития. Учителю без этой информации невозможно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребенка. Учителям  необходимо обеспечить щадящую адаптацию  к школьной жизни, искать разные варианты  учебно-педагогических действий, развивать и корректировать познавательные и коммуникативные способности ребенка. Поэтому совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя предполагает возможность  для детей с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития,  чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребенку продвигаться своим темпом.

Чтобы максимально эффективно наладить преемственные связи детского сада и школы, нужно понимать цели преемственности.

Общие цели обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста:

  • Воспитание нравственности;
  • Охрана и укрепление детского физического и психического здоровья;
  • Сохранение индивидуальности ребенка и его поддержка;

Здесь стоит выделить важную обязанность педагога – работу с родителями. Некоторые папы и мамы ошибаются, думая, что детям уже перед школой нужно обязательно освоить базовые знания, которые обычно приобретают в начальной школе: чтение, письмо, счет и прочее. Родители опасаются, что их чадо станет посредственно учиться, поэтому могут, например, начать учить трехлетнего малыша иностранному языку.

Главное, чтобы ребенок психологически был готов к школе. Дошкольник должен понимать, что именно его ждет впереди, осознавать, что скоро он придет в новый, неизвестный коллектив и станет выполнять определенные задачи: получать новые знания, делать уроки, развивать самодисциплину. С целью выяснения психологической готовности к школе психолог нашей школы проводит в детском саду диагностику воспитанников старшей группы, которая позволяет определить степень развития познавательных процессов. Умение читать, писать от руки и считать – это базовые знания, им детей учат в младших классах. Безусловно, если будущий школьник уже освоит какой-либо из вышеперечисленных навыков, то это не повредит дальнейшему обучению, а только пойдет ему на пользу. Но совершенно необязательно в срочном порядке осваивать чтение, счет, письмо до поступления в первый класс – этому малыша обязательно научат позже. Вышесказанное не означает, что можно вовсе не готовиться к школе. Информация о том, что необходимо знать ребёнку при поступлении в школу, доводится до родителей на родительском собрании и в виде памяток, советов, рекомендаций размещается на информационном стенде детского сада.

Родители, педагоги в детском саду и начальной школе, все, кто хочет достичь хорошего обучения ребенка, должны поставить единую цель: правильно подготовить будущего первоклассника к школе. Педагогам, учителям и родителям нужно объединить усилия и обеспечить детям комфортный переход с одной жизненной ступени на иную, помочь ребенку безболезненно сменить коллектив и встретиться с другими ребятами. Поэтому каждый год, весной, в детском саду проводим родительское собрание, на котором учитель рассказывает об основных режимных изменениях в жизни первоклассника, психолог знакомит с результатами диагностики, рекомендуем родителям формировать положительное отношение к школе.

Покидая детский сад, будущий школьник не знает, что его ожидает впереди: важно поддержать малыша в это время, быть с ним рядом. Папа и мама ребенка должны побеседовать с ним и объяснить, что в школе ученик получит знания, познакомится с одноклассниками, обретет друзей. Малыш не должен бояться нового и неизведанного, а наоборот - переступить порог школы смело, с желанием учиться.

В ходе работы с ребенком, педагогам нужно объяснить будущему школьнику то, что от него скоро потребуется. Исторически устоявшаяся форма знакомства будущих первоклассников со школой - экскурсии ребят из старшей группы детсада в учебное заведение (посещение музея, торжественной линейки). При этом учитель рассказывает  о школе, ее устройстве, и о правилах, которые нужно будет соблюдать. Здесь важно не напугать ребенка, нужно, чтобы у него произошло принятие школы и будущих перемен в жизни, а не их отторжение. С целью привлечения интереса к обучению в школе учащиеся школы несколько раз в год посещают детский сад с концертами и спектаклями, проводимыми в рамках предметных недель, внеклассных мероприятий.

Главная задача учителя — сформировать общеучебные умения, так называемые универсальные учебные действия, чтобы «смягчить» переход ребят в другое учебное заведение, помочь им скорее освоиться в незнакомых условиях. Во время подготовки к школе, воспитателю надо следить за учебными успехами подопечных, корректировать свою работу с дошкольниками. Учитель должен узнать получше будущих учеников первого класса, познакомиться с работой воспитателя. Для этого учителя посещают занятия в детском саду, утренники чтобы познакомиться с формами и методами работы в ДОУ, поскольку психологическое различие между человеком шести и семи лет небольшое. После занятий педагоги вместе обсуждают насущные проблемы и вносят коррективы в свою деятельность, что позволяет усовершенствовать методы обучения детей.

Школьные педагоги должны знать, как учат и воспитывают детей в детском саду. В организацию учебного процесса нужно включать игры, формы и средства, которые нередко используют воспитатели. Игровые технологии в начальной школе помогут ребенку лучше адаптироваться к новой окружающей среде. Именно поэтому начало обучения на первой ступени происходит с интегрированного курса «Введение в школьную жизнь», который помогает смягчить процесс адаптации к школе.

Из вышесказанного можно сделать вывод:

Достижению преемственности в организации образовательного процесса содействует практико-ориентированная и адресная работа, которая осуществляется  по трём направления, являющимися основными:

  • Работа с ребенком;
  • Работа с его родителями;
  • Методическая работа с педагогами.

 

Заместитель директора по УР

ГУО «Бытенская средняя школа»

 О.С.Фурса

свернуть

Выступление заведующей ГУО «Бытенский детский сад» Наливко Е. К.

Организационные аспекты преемственности дошкольного и школьного образования

 

Наливко Е.К.

Заведующий

ГУО «Бытенский детский сад»

 

         Детский сад играет исключительно важную роль в общей системе  образования. Это  то звено, которое должно обеспечивать целостное развитие личности ребенка. Его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

 

Основная цель дошкольного образования -  всестороннее развитие ребенка, задаваемое государственными стандартами. В полном объёме и в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детского возраста как самого ценного периода в жизни человека.

 

Основными задачами дошкольного образования являются:

 

  • укрепление и защита здоровья детей, создание условий для их полноценного физического развития; формирование физической культуры;
  • развитие умственных способностей, творческого потенциала, индивидуальных способностей и задатков;
  • развитие и формирование базовых и фундаментальных качеств и свойств личности ребенка, нравственных и духовных ценностей, необходимых для ориентации и адекватных действий в познаваемом ими мире;
  • обеспечение сотрудничества с родителями в воспитании, обучении и развитии детей;
  • обеспечение действенной преемственности дошкольного, начального образования для своевременного и полноценного перехода шести-семилетних детей к системе школьного обучения.

 

 

Преемственность дошкольного и начального образования – это связь и согласованность всех компонентов образования, обеспечивающих эффективное, поступательное развитие ребенка, его успешное воспитание и обучение на данных ступенях образования.

Ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного и начального образования – приоритет личностного развития ребенка.

     На современном этапе понятие преемственности включает в себя следующие характеристики:

интегративные  (взаимопроникновение целей, содержания, ценностей, технологий);

эмоциональные  (приоритете положительных эмоций в процессе обучения, воспитания, развития);

деятельностные  (связь ведущих видов деятельности);

содержательные (преемственность между знаниями об окружающем и способами познания);

коммуникативные (развитие диалогических способов познания, культуры общения).

 

Аспекты преемственности в системе «учреждение дошкольного образования – начальная школа».

Информационно-просветительные аспекты:

  • взаимное знакомство учителей и воспитателей дошкольного образования с задачами образовательного процесса в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте;
  • изучение содержания образовательных программ;
  • изучение особенностей развития, воспитания, обучения детей этих возрастных групп.

 

Формы сотрудничества: совместные педагогические советы, семинары-практикумы, консультации по вопросам развития детей, трудностей адаптации к школе и т.п.

 

Методический аспект:

  • взаимное ознакомление с формами и методами образовательного процесса в детском саду и начальной школе;
  • установление преемственности в формах, методах, средствах организации занятий по основным предметам.

 

Формы сотрудничества: взаимопосещение, анализ занятий в детском саду и уроков в начальной школе, семинары-практикумы по отдельным методикам, обмен передовым педагогическим опытом, взаимное консультирование.

 

Практические аспекты:

  • предварительное знакомство учителей со своими будущими учениками в детском саду;
  • курирование воспитателями своих выпускников в процессе их обучения в первом классе.

 

Формы сотрудничества – взаимопосещения.

 

         Условия эффективности взаимосвязи учреждения дошкольного образования со школой:

  • постоянство связей детского сада со школой;
  • долгосрочность сотрудничества;
  • наличие плановости и системы в работе;
  • реальность, содержательность и конкретность плана сотрудничества учреждения дошкольного образования и школы.

 

 

 

 

 

свернуть

Выступление учителя начальных классов Житко Е.С.

Особенности построения учебного пособия

 «Спутник Букваря»

 

О.И.Тиринова – составитель нового учебно-методического комплекса по обучению грамоте для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения, в который вошли изданные учебные пособия для первоклассников: «Букварь» (Мн. Национальный институт образования, 2017), «Внеклассное чтение. 1 класс» (Москва АСТ, Минск «Аверсэв», 2019), «Пропись 1», «Пропись 2» (Мн. НИО, 2018), «Спутник букваря» (Мн. НИО, 2020) .

Состав  УМК по учебному предмету «Обучение грамоте» кроме букваря и прописей включает следующие компоненты:

  • Тиринова, О.И. Обучение грамоте. 1 класс. Дидактический материал: учебное наглядное пособие для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / О.И. Тиринова. – Минск : Национальный институт образования, 2018; Аверсэв, 2019.
  • Тиринова, О.И. Рабочая тетрадь к букварю: пособие для учащихся 1 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / О.И. Тиринова. – Минск :Аверсэв, 2019.
  • Внеклассное чтение. 1 класс : пособие для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / составитель О.И. Тиринова. – М. : АСТ ; Минск : Аверсэв, 2019.
  • Моя первая книга для чтения после букваря / составитель О.И. Тиринова. – М. : АСТ ; Минск : Аверсэв, 2017.
  • Тиринова, О.И. Обучение грамоте. 1 класс. Дидактические и диагностические материалы / О.И. Тиринова. – Минск :Аверсэв, 2018. (Компетентностный подход).
  • Тиринова, О.И. Обучение грамоте : Тематический контроль. Контрольное списывание. Проверка навыка чтения. 1 класс / О.И. Тиринова. – Минск :Аверсэв, 2013. (Контрольно-измерительные материалы).
  • Тиринова, О.И. Обучение грамоте. 1 класс. Тетрадь для проверочных работ / О.И. Тиринова. – Минск :Аверсэв, 2019.
  • Тиринова, О.И. Обучение грамоте (письмо). Интерактивная демонстрация образцов написания букв и их соединений по новому учебно-методическому комплексу / Методическая разработка О.И. Тиринова, художник-аниматор П.Н. Потоцкая // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2018. – № 5–12; 2019. – № 1–4  (Электронное приложение).

Рецензенты пособий – научные сотрудники БГПУ имени Максима Танка, Минского государственного лингвистического университета, учителя-методисты школ города Минска.

По данным экспертной группы, в частности в материале Людмилы Алексеевны Одновол, методиста высшей категории отдела методического обеспечения начального образования НИО, новый учебно-методический комплекс О. Тириновой – это «современная методика обучения грамоте, которая отвечает возрастным особенностям и реализует основные дидактические принципы систематичности, научности, доступности, наглядности, сознательности, активности и тесной связи с жизнью.

В декабре 2020 года Национальным институтом образования издано учебное пособие «Спутник Букваря». «Спутник Букваря» увидел свет в издательстве«Полиграфкомбинат им. Я. Коласа» (Минск). Переплѐт твѐрдый.

Составитель – кандидат педагогических наук, доцент Национального института образования Министерства образования Республики Беларусь Ольга Игоревна Тиринова. Учебное издание является пособием для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Все вошедшие в неѐ произведения могут быть использованы в образовательных целях. Отдельные произведения сокращены и адаптированы с учѐтом возрастных особенностей учащихся первого класса. Как и положено изданию для самых маленьких, книга ярко иллюстрирована. Тексты, красочные сюжетные и предметные картинки этой книги дополняют содержание страниц «Спутника Букваря» художественным и познавательным материалом. В «Спутник Букваря» включены стихотворения, художественные миниатюры, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки и разнообразные задания для пересказа; рассказывания сказок, логических упражнений.

В пособии, помимо стихотворений, использованы и рассказы двадцати одного  автора. Все произведения  подобраны согласно темам. В них можно проследить, как образовательную, так и воспитательную задачу.

Данное пособие предназначено для совершенствования технической стороны чтения младших школьников в букварный или послебукварный период. Оно является вспомогательным по отношению к тому букварю, по которому ребенок занимается в школе.

Данное пособие предназначено для читающих детей и включает в себя тексты для дополнительного чтения как на уроках, так и во внеурочное время. Это пособие также может быть использовано для индивидуальной работы с учащимися по закреплению навыков осмысленного, правильного и выразительного чтения. Материалы «Спутника Букваря» подобраны в соответствии с темами уроков обучения грамоте и поэтому легко и логично могут быть введены в их структуру. Объём материала для чтения определяет учитель, исходя из уровня подготовки учащихся, их возможностей и интересов. Несмотря на то, что пособие предназначено для читающих детей, участие родителей в домашнем чтении ребёнка остаётся весьма значимым. Содержание «Спутника Букваря» обеспечивает организацию совместной работы детей и взрослых по чтению.

Материал в книге изложен систематически (от простого к сложному) и доступно, а также соответствует уровню развития ребёнка, присутствует разделение материала на темы, которые выделены красным цветом  и полностью совпадают с темами в календарно-тематическом планировании.

Вызывает интерес алфавитная лента, введенная внизу на страницах Спутника букваря и с целью знакомства со всеми буквами, с порядком следования букв в алфавите, постепенного запоминания "соседей" изучаемой буквы.

Также в учебнике есть шрифтовые и цветовые выделения. Все они перекликаются с цветами и шрифтами самого букваря, что делает выполнение заданий понятным.

В «Спутнике Букваря» уделено внимание правилам постановки ударения. Ударение расставлено во многих материалах, кроме односложных слов, как того и требуют правила. В этих текстах могут присутствовать слова, в которых велика вероятность акцентологических ошибок: кладовая, на голову, ожил, доске, обнял, лоси, волки и т.д.

Одна из авторских находок - появление в  букваре героев. Помощница Читайка, Нечитайкин, которому нужна помощь учащихся, а также добрые волшебники Тим и Том. И, если первые два героя - Читайка и Нечитайкин - полностью идея автора, то волшебники Тим и Том - персонажи игры, которую ввел в методику обучения грамоте Даниил Эльконин. В «Спутнике Букваря» Ольги Тириновой тоже встречаются эти герои. Они не только помогают детям знакомиться с твердыми и мягкими согласными звуками, с которых начинаются их имена, но и учат правильно обозначать эти звуки буквами, читать  тексты. Эти герои учатся весь год вместе с первоклассниками. Это всегда интересно детям. К тому же игровая деятельность в этом возрасте ещё преобладающая и  многое понять  проще в игре.

К несомненным достоинствам «Спутника Букваря» следует отнести значимый образовательный и воспитательный потенциал предложенных текстов. Приведу несколько примеров. Текст «Что вы знаете о йогах?» (с.104-105) доступно разъясняет кто такой йог и правила безопасного поведения в окружающем мире; воспитывает уважение к старшим текст

 «Прабабушка» (с. 161), пропагандирует здоровый образ жизни  текст «Рукавички я забыла» (с. 69), призывает любить животных текст «Терем-рукавичка».

Особого внимания заслуживают, на мой взгляд, тексты, способствующие гражданско-патриотическому воспитанию белорусских первоклассников. Автору удалось органично соединить в таких текстах мысли о Родине, родной стране, Беларуси, о том, что Родину нужно любить, беречь, способствовать ее процветанию. Тексты гражданско-патриотической направленности усложняются от страницы к странице, на смену короткому тексту «Аист» на странице 29 приходят тексты «Мир» (с. 55), «Мама и Родина» (с. 75) «Что мы Родиной зовём» (с. 160) и др.

Большое внимание в букваре уделено обогащению словарного запаса младших школьников. В качестве межпредметных результатов образовательного процесса на анализируемом этапе программа предполагает коммуникативную составляющую (умение устанавливать контакты; понимать высказывания другого человека и выражать свои чувства, эмоции, желания; умение задавать вопросы, аргументировать свои суждения) . Очевидно, что это невозможно без развитого словарного запаса и без постоянной работы над его пополнением. В Спутник букваря включены не только общеизвестные, а потому понятные первоклассникам слова. Автор счел необходимым привлечь лексические единицы, актуализированные в последнее время: морс, йогурт, ирисы, тосты, яхты, фильтр, соус, пульт. Но ещё и слова барбусы, лама, панда, киви, и др. , значение которых нужно объяснять. Эти слова включаются в предложения: ирисы в тексте «Я травянистое растение…»(с.33),напёрсток в загадке (с.51), барбус, петушок, краб (с.83), бальзамин (с. 6), щебень (с.152)  и т.д.

Формированию и закреплению навыков чтения способствуют предложенные автором Спутника букваря тренировочные группы скороговорок на форзацах учебника. Это перекликается со структурой самого букваря, где на форзацах даны упражнения в отработке слов ( игра «Снежный ком»). Основная идея нового пособия - о сложном говорить просто и интересно, через игру и проблемную ситуацию.

По моему мнению, в отличие от самого Букваря, заслуживает внимание антропонимическое пространство нового «Спутника Букваря», т.е. набор человеческих имен, привлекаемых в качестве слов для чтения и включенных в предложения и тексты. При обучении чтению имена удобны, поскольку не нужно растолковывать значение этих слов, его просто нет, а буквенно-звуковой состав можно отрегулировать в соответствии с решаемыми задачами. А вот в самом Букваре используются как полные, так называемые паспортные имена, так и их разговорные варианты: Лара, Лора, Рома и Роман (с. 55), Ира, Ирина, Арина, Милана, Марина (с.57), Рита, Лариса, Тамара (с.64) и т.д. Подборки имен собственных хорошо подходят для отработки навыка чтения: Дина, Дима, Тима, Тома, Рома, Роза, Лиза, Лида, Лада, Лара (с. 75), но они, порой, сложны для прочтения и понимания.

В ходе работы со Спутником Букваря ребенок учится ориентироваться в учебной книге, начинает осознавать, что после знакомства с текстом нужно прочитать вопросы к нему и ответить на них. Задания в начале текста (например, какую технику выпускают в Беларуси, какие слова можно назвать важными и др.) закладывают основу для формирования информационной компетентности учащихся, предлагая для получения дополнительной информации выйти за рамки букваря.

В декабре 2020 года в нашу школу поступило 5 книг «Спутник Букваря». Исходя из того, что в классе было только два читающих учащихся и один знал буквы, этого количества пособий оказалось достаточно для индивидуальной работы.

На начальном этапе тексты, задания прорабатывались вместе с родителями. Затем на уроках, как дополнительный материал в рубрике «Это интересно». Сейчас, когда буквы почти изучены всеми учащимися, материал прорабатывается в групповой и парной работе на уроке.

Знакомство и работа со Спутником Букваря  поддерживает учебную мотивацию учащихся, развивает их творческие способности, умение организовать целенаправленную деятельность для достижения цели.

Заканчивая свои рассуждения по поводу некоторых из многочисленных достоинств нового Спутника Букваря на русском языке, скажу, что эта та дополнительная  книжка, которая научит быстрее «читать, писать, работать, жить», она получилась хорошей, содержательной, грамотной, мудрой. Она соответствует требованиям, предъявляемым к современным учебным пособиям, способна обеспечить успешное решение образовательных задач.

 

 

Литература

 

  • Тиринова, О.И. Букварь. Учебное  пособие для 1 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / О.И. Тиринова. – Минск : Национальный институт образования,2020.
  • Тиринова, О.И. Спутник Букваря. Пособие для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / О.И. Тиринова. – Минск : Национальный институт образования, 2020.
свернуть

Выступление педагога-психолога, педагога социального Пилевич Н.Н.

Проблемы современного общества, связанные с преемственностью дошкольного и начального образования

«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, 

 а всегда опирается на определенную стадию развития, 

 проделанную ребенком ранее"

В.А. Сухомлинский

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.

Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в Беларуси.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

  1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
  2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
  3. Умственные и нравственные способности учащихся.
  4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
  5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым.

Достижение психологической готовности ребёнка-дошкольника к поступлению в школу было и остаётся важной практической задачей детского сада. Но ведь ясно, что преемственность двух этапов учебно-воспитательного процесса – в детском саду и школе – не сводится, к психологической и интеллектуальной готовности ребёнка к обучению, и поэтому следует задуматься о готовности самой психолого-педагогической науки глубоко вникнуть в процессы, происходящие на стыке двух неразрывных звеньев образования. Даже беглое рассмотрение организации педагогического процесса в детском саду и начальной школе, содержания и методики обучения и воспитания позволяет увидеть существенные различия. Для детского сада характерны бытовой комфорт, совместные бытовая, игровая, познавательная деятельность, относительное отсутствие обязательного минимума усвоения информации и оценки знаний в баллах, неформальное общение со взрослым. В начальной школе почти вся организация педагогического процесса нацелена на усвоение знаний; ролевые позиции учителя и ученика точно обозначены (первый учит, второй учится), успешность деятельности ученика оценивается в баллах, неформальное общение учителя и ученика занимает очень мало времени. С переходом из «домашней» атмосферы детского сада в более официальную обстановку школы жизнь ребёнка начинает подчиняться системе строгих правил. Место воспитателя детского сада в его жизни занимает учитель, для которого главным мерилом сформированности личности ребёнка становятся послушание и успехи в учёбе. Резко возрастают требования не только к интеллектуальной и познавательной сферам ребёнка, но и к его волевой сфере, способности к саморегуляции поведения и т. д. Успешность прохождения детьми этого столь сложного для них периода большинство исследователей видят в развитии именно их волевой и познавательной активности.

Представляется целесообразным рассмотреть проблему перехода ребёнка из детского сада в школу не с точки зрения его подготовленности к этому шагу, а с точки зрения изменения социальной позиции ребёнка в результате его вхождения в новую социальную среду на школьном этапе обучения.

Дошкольный и младший школьный возраст, как никакой другой, характеризуется сильнейшей зависимостью от влияния взрослого. В соответствии с этим, развитие личности ребёнка на каждом новом для него этапе включает три фазы: адаптацию, т.е. усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с ними и детей друг с другом, индивидуализацию, т.е. стремление ребёнка выделиться среди других детей либо позитивно в различных видах самодеятельности, либо в шалостях и капризах, в том и другом случае ориентированных не столько на оценку других детей, сколько на учителей и воспитателей; интеграцию, т.е. согласование неосознаваемого стремления дошкольника обозначить своими действиями собственную личность с готовностью взрослых принять в нём только то, что соответствует общественно обусловленной и важнейшей для них задаче обеспечения перехода ребёнка на новый этап общественного воспитания – в школу.

Воспитатели детского сада и учителя начальной школы воспринимаются ребёнком дошкольного и младшего школьного возраста как взрослые, от которых в значительной степени зависит его вхождение в новую для него социальную общность, и поэтому те и другие одинаково высокореферентны для него.

Ролевые функции воспитателя и учителя начальной школы существенно различаются. У них разные права, обязанности, предписанные различными нормативными документами (программами, инструкциями и т.д.). Однако, если от воспитателя детского сада требуется создание в группе комфортной атмосферы тепла и заботы, способствующей физическому, духовному и нравственному развитию детей; то от учителя в первую очередь требуют, чтобы учащиеся освоили предусмотренный программой материал; для контроля освоения используется пятибалльная система отметок. Но, выступая в той или иной роли, педагог является не только «штатной единицей», но и человеческой индивидуальностью, располагающей неповторимым спектром человеческих качеств. Конечно и воспитанник детского сада, и ученик начальной школы воспринимают педагога в основном в единстве его ролевых и личностных качеств, но даже для них личность педагога неизбежно проступает через любые его ролевые действия.

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? В том вопросе большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Ведь часто в работе учителя и воспитателя отсутствует взаимосвязь, согласованность. В процессе своей работы воспитатель выявляет готовность ребенка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности их социального развития. Учителю без этой информации невозможно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребенка. Поэтому совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя предполагает возможность для детей с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития, чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребенку продвигаться своим темпом. Большое значение при этом играет преемственность стиля отношений к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для уверенности в своих силах, проникновения доверия к учителю, включения в учебу с желанием, радостью.

Преемственность дошкольного и начального образования как условие непрерывного образования – одна из сложнейших и все еще не решенных проблем образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей.

Когда начинать готовить ребенка к школе?

Как лучше это делать? Чему и как учить?

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.

Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.

У многих взрослых бытует мнение: будто мы готовим детей к жизни.

Нет, не готовим! Они уже живут!

И эта жизнь полна сложностей, противоречий, испытаний. Скоро  ребёнок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь.

Первый класс не должен лишить ребёнка радости и многообразия жизни.

Современные социокультурные условия требуют обеспечения непрерывности образования ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей семьи и общества. При этом необходимым условием непрерывности образования является преемственность, которая заключается в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования.

За последние годы произошли достаточно значимые изменения в дошкольном и общем среднем образовании. На нормативном уровне изменения нашли отражение в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Положении об учреждении дошкольного образования, учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, образовательных стандартах дошкольного образования.

Как правило, когда говорят о преемственности дошкольного и общего среднего образования, на первый план выходит проблема готовности детей к обучению в школе. Основная цель дошкольного образования – разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Однако можно замечать, когда часто эта цель заменяется достаточно узко понимаемыми задачами подготовки – научить читать, писать и считать.

Преемственность должна обеспечить «плавный» и максимально безболезненный переход ребенка на новый уровень образования, фактически в новую социальную среду. При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделит приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной ситуации, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.

Задачи дошкольного звена можно сформулировать следующим образом:

  • приобщать детей к здоровому образу жизни;
  • обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создавать условия для разнообразной деятельности;
  • развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению, компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе;
  • включать детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • формировать знания об окружающем мире;
  • стимулировать познавательную и игровую активность детей в разных видах деятельности.

Задачи начального школьного звена:

  • формировать осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регулирование своего поведения в соответствии с ним;
  • развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
  • формировать желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию;
  • развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Содержательные компоненты преемственности:

Эмоциональный – учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности, как воспитанника, так и ученика в процессе обучения. Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.

Деятельностный – обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.

Содержательный – правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-нравственное и личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Эстетическое развитие», установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.

Коммуникативный – учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.

Педагогический – постановка в центр образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и общество, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.

Направления реализации преемственности:

  1. Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами
  2. Работа с детьми
  3. Работа с родителями

Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами может включать:

  • установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов;
  • взаимное ознакомление учителей и воспитателей дошкольного образования с задачами образовательной работы учреждения дошкольного образования и начальной школы;
  • совместные педагогические советы по вопросам преемственности;
  • совместные заседания методических объединений по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей учреждения дошкольного образования по подготовке детей к обучению в школе;
  • семинары-практикумы;
  • взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (с последующем обсуждением);
  • психолого-педагогический консилиум по результатам изучения социально-педагогической адаптации первоклассников;
  • изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.

Работа с детьми может включать:

  • организацию адаптационных занятий с детьми старшей группы в рамках школы будущего первоклассника;
  • организация экскурсий по школе;
  • комплексные занятия по мотивационной готовности к обучению в школе;
  • проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольного возраста, направленные на изучение познавательных и мотивационно-волевых качеств личности;
  • совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.

Система взаимодействия педагога и родителей может включать:

  • совместное проведение родительских собраний;
  • проведение дней открытых дверей в школе «Давайте познакомимся»;
  • посещение уроков и адаптационных занятий родителями;
  • открытые занятия;
  • консультации воспитателей, учителей начальных классов;
  • привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

Эффективны в работе с родителями различные формы работы: консультации на темы «Как подготовить ребенка к школе», «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников» и др., лектории в рамках школы будущего первоклассника, родительские собрания «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи», «Компоненты психологической готовности к обучению в школе», «Распорядок дня первоклассника» и др.

В заключение хочется привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «…школа не должна вносить резкого перелома в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».

Подготовила

педагог-психолог, педагог социальный

Пилевич Н.Н.

 

свернуть

Памятки

Как следует вести себя с ребенком, который пошел в первый класс?

советы родителям

  • Будите его спокойно.

Проснувшись утром, ребенок должен видеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра и не дергайте по пустякам.

 

  • Не торопите ребенка.

Правильно рассчитать время, которое нужно ему на сборы в школу - это Ваша, а не его задача.

 

  • Не отправляйте ребенка в школу голодным.

Даже если малыш ест в школе, до школьного завтрака пройдет несколько уроков, и не дело, если ребенок будет думать о бутербродах, а не об учебе.

 

  • Не дергайте и не читайте нотаций перед школой.

Не прощайтесь с ребенком, предупреждая: "смотри не балуйся", "веди себя хорошо", "смотри, чтобы сегодня не было плохих отметок" и т.п. Гораздо полезнее на прощанье пожелать малышу удачи, подбодрить, найти пару ласковых слов - ведь у него впереди трудный день.

 

  • Встречайте малыша спокойно, дайте ему расслабиться.

Вспомните, как сами себя чувствуете после тяжелого рабочего дня или многочасового общения с людьми. Но если ребенок чересчур возбужден и сам жаждет сходу поделиться чем-то, выслушайте его.

 

  • Интересуйтесь успехами ребенка у учителей.

Но не делайте этого в присутствии ребенка. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем не реже, чем раз в два месяца.

 

  • Не связывайте успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

 

  • Помните про "критические" периоды в течение года.

В течение учебного года существуют периоды, когда учиться становится сложнее, ребенок быстро утомляется, у него снижена работоспособность. Для первоклашки это: первые 4-6 недель, затем - конец года (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул и переход от зимы к весне. В эти периоды нужно быть особенно внимательным к состоянию ребенка.

 

  • Обязательно спрашивайте Вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

 

  • Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. Поэтому обучение грамоте ребенка с логопедическими проблемами - трудная задача.
  • Подход "больше читать и писать" успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее.
  • Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. Лучше работать с устной речью: упражняться в развитии фонематического восприятия, звукового анализа слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками.
  • Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе - оно гораздо более будет способствовать устойчивости хорошего результата.

 

Родителям первоклассников.

 

Деятельность первоклассников должна быть успешной. Поэтому необходимо использовать, даже незначительную, возможность, чтобы хвалить ученика. Внимательное, эмоционально-положительное, одобряющее и поддерживающее ребенка отношение взрослых - это именно то, что необходимо каждому первокласснику, чтобы школьная жизнь доставляла ему радость и удовольствие. Первый класс - это серьезное испытание не только для ребенка, но и для всей семьи. От того, как пройдет этот первый школьный год, во многом зависят все последующие. Именно сейчас Ваш ребенок учится самостоятельности, ответственности. Сейчас у него вырабатывается определенное отношение к самому понятию "школа".

 

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

          Каждый родитель, чей ребенок готовится пойти в школу, задается вопросами: какая школа (с обычной или интенсивной программой обучения) будет соответствовать его возможностям и какие трудности возможны в процессе обучения. Принять решение поможет консультация у специалистов (педагога-психолога и учителя-логопеда) и понимание того, что скрывается под понятием «психологическая готовность к школе». Готовность к школе – это целая система взаимосвязанных качеств детской личности. Важнейшие компоненты психологической готовности к обучению в школе – личностная и интеллектуальная готовность.

                                             Личностная готовность

Это и желание учиться (учебная мотивация), когда школа привлекает ребенка не внешней стороной (портфель, учебники, форма), а возможностью получать новые знания, и замена «хочу» на понятия «надо», «должен». Будущий школьник должен уметь:

спокойно общаться со сверстниками и взрослыми, подчиняться интересам группы;

управлять своим поведением, подчиняться правилам и нормам, контролировать и оценивать свою деятельность (саморегуляция);

длительное время выполнять не очень привлекательные задания (заниматься тем, чем скажут, а не тем, чем хочется);

работать самостоятельно, а не только в присутствии взрослого;

без отвлечений выполнять задание в течение 10-15 мин;

самостоятельно находить и исправлять ошибки;

не торопиться, доводить работу до конца.

                                   Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность связана с умением ребенка мыслить.

Часто путают интеллектуальное развитие и обученность. Обученность – это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, считать, читать. Интеллектуальное развитие – это способность ребенка к использованию конкретных знаний при решении проблемных задач, способность к самостоятельному обучению.

Будущий школьник должен уметь:

принимать учебную задачу: желание выполнять задачу, поставленную педагогом и понимание того, что надо делать и что должно получиться в результате выполнения задания;

обобщать, сравнивать объекты, выделять существенные признаки;

понимать смысл и последовательность событий (на картинках, в рассказе, в жизни);

иметь элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, уметь им пользоваться;

делать простой логический вывод;

копировать буквы, цифры, фигуры, соблюдая размерность всех элементов;

ориентироваться в пространстве (верх-низ, вправо-влево, вперед–назад);

механически запоминать 10 не связанных между собой слов при 4-кратном повторении;

находить часть от целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу;

хорошо манипулировать мелкими предметами, не испытывать затруднений при рисовании.

                Как помочь ребенку «дозреть» до школьной жизни?

В первую очередь надо позаботиться о его здоровье, навыках самообслуживания. Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. Не настраивать ребенка только на успех, но и не запугивать неудачами. Неуспех, неудача, подчеркнутые взрослыми, рождают неуверенность, которая ведет к новым неудачам. Адаптация к школе - не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.

Необходимость специальных занятий определяется специалистом – педагогом-психологом и зависит от индивидуального развития ребенка.

Помните: ребенку, прежде всего, очень нужна ваша вера в него,

умная помощь и поддержка!

 

Как готовить ребёнка к предстоящему обучению в школе?

Эти советы адресованы и тем, чьи дети посещают детский сад.

Прежде всего создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей. Чёткое и строгое выполнение режима дня приучает ребёнка к определённому распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься. При достаточной продолжительности ночного и дневного (в сумме примерно 12 часов) дети не утомляются, с удовольствием не только играют и резвятся, но и занимаются – рисуют, вырезают, выполняют несложные работы по дому.

Помните о пользе свежего воздуха – это подлинный элексир здоровья. Примерно половину времени бодрствования (т. е. около 6 часов) дети должны находиться в состоянии активной деятельности. Известно, что наибольшую пользу приносят совместные с родителями занятия. Пусть прочно войдут в уклад жизни вашей семьи утренняя зарядка, лыжные и пешеходные прогулки, экскурсии, походы, посильный физический труд, купание в реке. Не забывайте и о закаливании: оно надёжно повышает сопротивляемость детского организма. Сколько радости доставит это вам и вашим детям! Затраты энергии на активный рост и большую двигательную активность полностью компенсируются только полноценным и регулярным питанием.

Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения.

При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку?

Существует много игр и упражнений по развитию моторики.

  1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
  2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям и воспитателям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.
  3. Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
  4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
  5. Конструирование.
  6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
  7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
  8. Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.
  9. Всасывание пипеткой воды.
  10. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков. Семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.
  11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
  12. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами!
  13. Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать
  14. “Показ” стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.
  15. Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака.
  16. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.

Если вам удалось организовать дома спортивный уголок и ребёнок может лазить по спортивной лестнице, подтягиваться на канате, кувыркаться на турнике, рука у него будет крепкой и твёрдой. Дайте своему ребёнку молоток, пилу, гвозди и смастерите вместе с ним нехитрую, но полезную поделку – рука ребёнка приобретёт уверенность и ловкость.

При такой всесторонней тренировке школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными. Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест “вырезание круга”, проведя его до начала тренировки и по её окончании.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, и в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

Если ребёнок трудно входит в контакт со сверстниками, почаще организуйте встречи с ними, сначала для игр, во время прогулок, а затем и для занятий и забав дома. Постепенно у ребёнка будет вырабатываться потребность в общении, а перед интересом к совместной деятельности отступят нерешительность и робость. Пользу принесут подвижные игры, если поручать ему “командные” роли, привлекайте его к труду и не забывайте одобрить его помощь.

Ваш ребёнок непоседлив, охотно начинает любую игру, любое дело, но не доведя до конца, берётся за что-то новое. Он не умеет найти общий язык со сверстниками в играх, так как претендует на положение лидера и не может подчиниться правилам игры. Ребёнок не терпелив, без стеснения перебивает взрослых, не выслушивает объяснения. Такого нужно настойчиво приучать вести себя в соответствии с той или иной ситуацией, научить хорошо и до конца выполнять задания. Иначе он просто не сможет войти в ритм школьной жизни, будет отнесён к числу “неуправляемых” детей и нарушителей порядка.

На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.

В обучающем азарте не забывайте, что ваш ребёнок пока ещё дошкольник и потому не пытайтесь усадить его за стол и по 45 минут “проходить” с ним предметы.

Ваша задача – лишь правильно оценить объём знаний и навыков, которыми должен владеть будущий ученик.

МАТЕМАТИКА

Совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счёту, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков. Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птички, деревья. Предлагайте ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни. Например: на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве? Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи.

ЧТЕНИЕ

К первому классу обычно многие дети уже худо-бедно читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в слова: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы.

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ

Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. “Чёрный” - кидаете вы ему мяч, “белый” - бросает ребёнок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное-несъедобное, одушевлённое-неодушевлённое.

ОБЩИЙ КРУГОЗОР

тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально “купают

Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, об его людях и о окружающих мире: свой адрес (разделяя понятия “страна”, “город”, “улица”) и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. К 7 годам ребёнок вполне уже может понимать, например, что бабушка – это мамина или папина мама. Но, главное, помните: все-таки в школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но и учиться.

Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни.

Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.

Что должен знать и уметь ребёнок

при зачислении в 1-й класс

 Любому родителю стоит заблаговременно позаботиться о готовности своего ребенка к поступлению в школу. Усвоение ребенком школьной программы проходит намного эффективнее, если он обладает базовыми знаниями и навыками, иными словами, достаточно эрудирован.

Вам предлагается список вопросов, по которым обычно определяется уровень развития ребенка.

Ребенку следует не только знать ответы на эти вопросы, но и уметь озвучить их перед незнакомым взрослым человеком, если его будут спрашивать.

Ребенку нужно знать следующее:

  1. свое полное имя, отчество и фамилию;
  2. свой возраст и дату рождения;
  3. фамилию, имя и отчество родителей, их профессию;
  4. свой домашний адрес: название города, улицы, номер дома, этажа,
  5. квартиры;
  6. основные достопримечательности своего города;
  7. название своей страны и ее столицы;
  8. последовательность дней недели, месяцев, времен года; основные приметы каждого времени года; растения;
  9. домашних и диких животных и их детенышей;
  10. части тела человека;
  11. профессии;
  12. русские народные сказки;

 Также ребенок должен уметь:

  1. различать живое и неживое;
  2. единственное и множественное число;
  3. счёт в пределах 10 и обратно;
  4. утро, день, вечер и ночь;
  5. одежду, обувь и головные уборы;
  6. птиц, рыб, зверей, насекомых;
  7. овощи, фрукты, грибы, ягоды;
  8. наземный, водный и воздушный транспорт;
  9. посуду, мебель и т.д.;
  10. различать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
  11. свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, иметь представление о понятиях "право" - "лево", "верх" - "низ" и т.д.;
  12. рассказать наизусть небольшое стихотворение;
  13. уметь пересказать прослушанный или прочитанный рассказ;
  14. придумать рассказ по картинке;
  15. запомнить и назвать по памяти 6-10 предметов, картинок, слов;
  16. правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
  17. без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии;
  18. рисовать геометрические фигуры,
  19. аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;

 

 

свернуть