Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Ивацевичского райисполкома
Государственное учреждение образования
БЫТЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
№ |
Тема |
Дата |
1. |
Рекомендации учителя-дефектолога по организации учебно-воспитательного процесса с гиперактивными детьми |
сентябрь |
2. |
Дифференцированные задания на уроках русского языка |
Октябрь |
3. |
Рекомендации учителю и воспитателю по организации учебно-воспитательного процесса с ребенкос с трудностями в обучении |
Ноябрь |
4. |
Некоторые подходы к экономическому воспитанию учащихся с особенностями в обучеии |
Ноябрь |
5. |
Как познакомить детей, которые имеют трудности в обучении с геометрическими понятиями |
Декабрь |
6. |
Рекомендации родителям и лицам их заменяющих, имеющих детей с трудностями в обучении |
Январь |
7. |
Сотрудничество учителя-дефектолога школьного ПКПП с родителями учащихся, имеющих речевые нарушения |
Февраль |
8. |
Ранняя коррекция психологического развития |
Март |
9. |
Коррекция навыков письма и чтения у детей с трудностями в обучении |
Апрель |
10. |
Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики |
май |
Консультация для родителей воспитывающих детей с ОПФР «Индивидуальные особенности моего ребенка»
Пожалуйста, помните, что «Особые» дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребёнка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом, зрением, руками, ногами, телом, головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.
Правила для родителей
Общие стратегии нормализации жизни семьи:
Согласитесь принять то, что уже есть. Примирение с тем, что уже случилось, - первый шаг к преодолению последствий всякого несчастья.
Консультация для родителей:
«Особый» ребенок - «особое» отношение»
У вас родился ребенок. Вы ждали его, надеялись, и он пришел к Вам. Они пришел, но не таким, каким Вы хотели увидеть его. Он не родился таким, как другие дети, и, возможно, Вам сказали, что он будет не похожим на других. Перед Вами, родители встает тяжелая задача переосмысления своего будущего. Им предстоит упорядочить свою дальнейшую жизнь, принимая в нее ребенка.
Да, Ваш ребенок не похож на большинство других, но это вовсе не значит, что он хуже них. Единственное, что можно о нем сказать с уверенностью – он будет мыслить иначе, чем мы с Вами.
Ваша задача – помочь ему почувствовать себя полноценным человеком.
Ему нужны уверенные родители, которые не «приносят себя в жертву», которые живут полной жизнью и находят время на своих других здоровых детей.
Помогая ребенку с особенностями в развитии с самого раннего возраста, мы имеем шанс показать ему то, к чему мы все стремимся: полноценную жизнь.
Как же нужно относиться к «особому» ребенку?
Родители нередко ведут себя неправильно по отношению к нему. Они слишком жалеют своего малыша и всячески его опекают, препятствуя проявлению его и без того сниженной самостоятельности. Мешают развитию различных умений – самообслуживания, умений убирать свои вещи, собирать свои игрушки, принимать посильное участие в разных домашних делах, общаться с членами семьи, Тем самым ограничиваются так необходимые ребенку возможности общения и сотрудничества в совместной с другими деятельности, воспитывается постоянная потребность в опеке.
Другие родители, наоборот, раздражаются от неудач своего малыша, предъявляют непосильные для него требования. Это обижает ребенка, делает его неуверенным в себе, замкнутом, угнетенным, а часто раздражительным, агрессивным.
Очень способствует развитию у ребенка отрицательных черт его личности желание родителей заставить его говорить, заставить повторить за ними что-то сказанное, ответить на заданный вопрос. Трудности, которые испытывает ребенок в своей речи, развивают у него
так называемый негативизм, чувство противоречия предъявляемым требованиям сказать, повторить, ответить. Постоянное провоцирование такого состояния еще больше тормозит его речевое развитие.
Родителям нужно научиться жить, сотрудничать со своим ребенком, как с равным, вместе с ним играть, смотреть нужные, понятные и интересные малышу картинки, фильмы, читать ему книжки, рисовать или играть в то, о чем читали, что вместе посмотрели, не идти на поводу желаний или нежеланий ребенка, а заинтересовывать его, используя игрушки, картинки, яркие карандаши и краски.
Родителям необходимо разговаривать с ребенком обо всем, что его окружает. Обращать его внимание на все, что ему доступно: вещи, птицы, звери, растения. Следует уделять много внимания занятиям с различными предметами, игрушками, а также подвижным играм.
Неважно, что ребенок не все слова сможет повторить, не на все обратить должное внимание. Доброжелательный, доверительный тон разговора, готовность оказать помощь, неоднократное повторение одного и того же найдут отголосок в душе ребенка, помогут откладываться в его памяти разным впечатлениям, которые рано или поздно обнаружатся в его общении с близкими, со сверстниками, со взрослыми чужими людьми. Все это сделает малыша более общительным, облегчит его игры и с детьми и поможет его дальнейшему развитию.
Первоначально возникают вопросы «Когда начать? С чего начать?». Ответ один: «Чем раньше, тем лучше». «С чего начинать?» – «С самого простого и доступного пониманию ребенка».
Восемь принципов хорошего диалога с ребенком:
1.Покажите положительные эмоции - покажите, что вы любите своего ребенка.
2.Подстраивайтесь под ребенка и следуйте его инициативе.
3.Говорите с ребенком о том, что его интересует, и попытайтесь завести «разговор эмоциями».
4.Хвалите и поддерживайте ребенка в том, с чем он справился.
5.Помогите ребенку сконцентрировать внимание, с тем чтобы иметь общие впечатления от окружающих предметов.
6.Внесите смысл в детские впечатления от окружающего мира, описывая то, что вместе делали, и выражая свои чувства и энтузиазм.
7.Вдавайтесь в подробности и поясняйте то, что вы переживаете вместе с ребенком.
8.Помогите ребенку контролировать себя, устанавливая ограничения позитивным образом: направляя его, показывая позитивные альтернативы и совместно планируя.
Надеемся, что эта полезная информация придаст Вам больше уверенности, откроет новые возможности в общении с Вашим ребенком. И вы будете счастливы не вопреки Вашему маленькому человечку, но благодаря ему и вместе с ним.
Консультация на тему:
«Сексуальное воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью»
Половое созревание – период жизни, который начинается с появления вторичных половых признаков и завершается полной соматической зрелостью. Он протекает у каждой девочки по- разному как в психологическом плане, так и физиологическом.
Практика показывает, что принцип нормализации людей с тяжелыми множественными нарушениями затрагивает не только профессиональную сферу, трудовую занятость и досуг, но также и области партнерских, межличностных и сексуальных отношений. Статья 1 Декларации ООН гласит: «Человек с умственными ограничениями» имеет те же права, что и любой другой гражданин данного возраста данной страны». Люди с умственным и (или) физическим ограничением считаются в нашей культуре иногда «бесполыми», не имеющими никакого права на отношения с партнером и сексуальность. Утвердившийся общественный идеал красоты исключает их из сферы сексуальной жизни. Например, женщины с нарушениями воспринимаются сначала как лица с разнообразными ограничениями и лишь потом как женщины.
Для всех детей и подростков период полового созревания является болезненным процессом физической и психической перестройки, полным потрясений и зачастую внезапных переломов в восприятии окружающего и в поведении в целом. С психологической точки зрения, могут возникать кризисы развития. Дети и молодые люди с особенностями психофизического развития в период полового созревания и юности переживают, как правило, те же процессы физической и психической перестройки. Однако в большинстве случаев этот процесс обусловлен несколько другими предпосылками, что на практике приводит к целому ряду психосоциальных ограничений.
Сексуальное развитее рассматриваемой категории людей обусловлено многими факторами:
отношение педагогов / родителей;
особенности ситуации в отдельно взятом родном доме / интернате;
их не только недооценивают, но и меньше им позволяют;
шансы на саморазвитие в игровом взаимодействии с ровесниками значительно меньше или ограничены.
Подростки с особенностями в развитии легко воспринимают малодостоверную, поверхностную и искаженную информацию, подражают любым непристойностям, так как данная категория детей внушаемы, недостаточно сознательные, легко поддаются дурному влиянию и подражают отрицательному примеру. По мере приближения к половой зрелости возрастает сексуальная активность у подростков с нарушением интеллекта. Подростки с интеллектуальной недостаточностью при плохом половом воспитании не знают, как вести себя при сексуальных домогательствах, к чему может привести половой акт, как защитить себя от болезней передаваемых половым путем. Огромное значение для подростков с интеллектуальной недостаточностью имеет то какая у него обстановка дома: отсутствие одного из родителей; плохие социально-бытовые условия жизни; алкоголизация родителей
Подростку с интеллектуальной недостаточностью нужно помочь понять и усвоить общепринятые правила поведения. С этой целью члены семьи могут каждый раз вознаграждать его хорошее поведение и не уделять особого внимания плохому. Такой метод должен использоваться в семье задолго до полового созревания.
Ошибочное мнение, будто у подростков с интеллектуальной недостаточностью нет потребности в интимных отношениях. Такая потребность есть, и, если она не удовлетворяется, это может привести к осложнениям, как для самих подростков, так и для взрослых. Поэтому половое воспитание должно стать важной частью учебного процесса.
Половое развитие человека с интеллектуальной недостаточностью имеет принципиальное значение для личности и межличностных отношений. Оно требует соответствующего внимания и педагогической помощи, которое должно предусматривать общее воспитание, особенно воспитание эмоциональности.
Многие исследователи обращают внимание на то, что подростки с интеллектуальной недостаточностью имеют намного меньше информации о фактах жизни, связанных с полом, их представления бедны и искажены, а родители и воспитатели считают их большими «пуританами», нежели они есть на самом деле.
Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта относится к актуальным социальным проблемам общества, общего и специального образования. Половое воспитание является одним из определяющих начал в вопросах формирования полноценной личности, способной адаптироваться в обществе путем усвоения норм, ценностных ориентаций, знаний, связанных с проблемой пола.
Самое главное, что половое влечение идет на бессознательном уровне (рефлексе первой сигнальной системы), они не управляют своими желаниями и потребностями.
Многие авторы отмечают, что отставание, ускорение и асинхрония полового созревания создают внутрипсихические поля напряжения, усиливают пубертатные трудности, вызывают психосексуальные аномалии и мешают социальному приспособлению. Подростки с интеллектуальной недостаточностью, достигающие половой зрелости, часто оказываясь в положении, характеризующемся необходимостью почти полностью подавлять половое влечение, становятся повышенно возбудимыми и не способными найти выхода своим чувствам. Они стремятся к теплу и любви, и это стремление во многих случаях воплощается в форму сексуальных действий. Подобным образом, подростки являются наиболее уязвимой частью молодежи в смысле эксплуатации секса.
Д.Н. Исаев и В.Е. Каган отмечают, что мнение о частоте сексуальных преступлений подростков с нарушением интеллекта очень преувеличено. По мере приближения к половой зрелости сексуальная активность подростков с нарушением интеллекта возрастает – они так или иначе осваивают нормы морали, лучше управляют своим поведением и начинают скрывать то, что идет в разрез с усвоенными моральными нормами.
Таким образом, половое воспитание необходимо детям с нарушением интеллекта. Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта относится к актуальным социальным проблемам общества, общего и специального образования.
Половое воспитание является одним из определяющих начал в вопросах формирования полноценной личности, способной адаптироваться в обществе путем усвоения норм, ценностных ориентаций, знаний, связанных с проблемой пола.
Практические рекомендации по сексуальному воспитанию детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития:
Ни для кого не секрет, что родительские отношения формируют модель поведения и у ребенка. По этому, не удивительно, когда дети копируют родителей. Возможно лучше, если, роль учителя для дочки на себя возьмет мама, а для сына, отец, все же гендерные роли не отменить. Но, если семья неполная, то и здесь участие, и любовь сделают свое дело. Во всяком случае, можно воспользоваться наглядными пособиями, презентациями, а в наше прекрасное время, такие имеются. Нужно лишь задаться поиском и нежные, привлекательные картинки найдут ключик к чуткой душе ребенка.
Детям дошкольного возраста необходимо прививать элементарные гигиенические навыки и правила поведения. Большое значение имеет закаливание организма ребенка, так как правильное половое развитие тесно связано с общим физическим здоровьем. При уходе за детьми дошкольного возраста следует, в частности, устранять раздражающие воздействия на эрогенные зоны, избегать неудобной, тесной одежды, предупреждать или своевременно устранять глистные заболевания.
Процесс сексуального воспитания детей с ограничениями очень тщательно продумывается. Взрослым необходимо применять специальные методы, широко использовать наглядность. Использование картинок, книг с иллюстрациями, фильмов, видео, специальных игр в данной работе имеет ведущее значение. Люди с ограничениями учатся путем постоянного повторения, имитации чужих и осуществления собственных действий. В процессе сексуального воспитания детей учат различать приятные и неприятные прикосновения. Они должны понимать разницу между нежными прикосновениями и прикосновениями с целью гигиены и ухода.
Им также необходимо разъяснять, какие прикосновения допустимы и разрешены, а какие нет. Это важно для предотвращения сексуального насилия и важный шаг в плане профилактики злоупотребления прикосновениями. Успешное развитие ребенка невозможно без наличия широких социальных контактов, постоянного общения с различными людьми.
Дети с интеллектуальной недостаточностью так же, как и обычные дети, стремятся к взаимодействию со сверстниками. Однако часто круг межличностного общения нетипичных детей является ограниченным. Причинами этого выступает малое число контактов таких детей с обычными сверстниками. Родители часто стараются оградить круг общения своего ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык. Ребенку нужно не только помогать в установлении контактов со сверстниками (например, подвести к ребятам, катающимся на горке), но и учить разговаривать с ними, задавать вопросы и отвечать на них, то есть вести беседу. При этом его нужно стимулировать к самостоятельному знакомству, к организации простых совместных игр с детьми (например, катание машинок или «выпечка» пирожков из песка). С целью укрепления взаимоотношений детей, формирования между ними теплых, дружеских связей важно создавать ситуации совместных переживаний, чтобы дети вместе радовались успехам или переживали неудачи. Этому способствует совместный просмотр мультфильмов, художественных фильмов, телепередач, совместные походы в музей, на выставку, в лес.
Изменения на физиологическом, телесном уровне могут вызывать страх, чувство неполноценности, поэтому родители должны помочь пережить эти эмоциональные состояния.
Быть родителем - сложное и ответственное дело. Как часто вы сталкиваетесь с тяжелыми вопросами и проблемами в процессе воспитания своих детей - будь то новорожденные малыши или уже довольно взрослые дети? Наказывать ли ребенка, потакать ли его капризам? Конечно, нет единого рецепта в воспитании детей.
Хорошо, если взрослые обучают и воспитывают детей, направляют их развитие без насилия, уважая личность ребенка. Надо внимательно и чутко выявлять интересы, склонности детей, поддерживать и развивать их. В представлении ребенка дошкольного возраста понятия о хорошем и плохом часто смещаются. Для детей характерно конкретное мышление, неспособность к обобщению. Поэтому ребенок обещает не делать то, за что его ругали, но в аналогичной ситуации поступит также.
Рождение «особенного» ребенка нарушает и изменяет уклад и климат в семье. Все её члены находятся в состоянии эмоционального стресса, и они не в состоянии правильно оценить степень проблем в развитии ребенка. Некоторые родители в борьбе с трудностями предпочитают опираться только на свои силы, замыкаются в себе, отгораживаются от мира.
Роль матери, воспитывающей ребенка с ОПФР, огромна. Она прилагает массу усилий для развития своего ребенка. Эмоциональный стресс матери отражается, прежде всего, на взаимоотношении с супругом. Пониженный фон настроения, постоянное беспокойство, раздражительность матери, полное переключение ее внимания на больного ребенка формирует у отца чувство дискомфорта, эмоциональную опустошенность. Постоянное беспокойство матери за здоровье своего ребенка передается малышу. В связи с этим у ребенка появляются «вторичные» невротические расстройства, которые могут проявляться в различном виде, например, заикание, энурез. Одной из причин невропатии может быть острый или хронический стресс при беременности, негативные последствия могут передаться плоду.
Дальнейшее развитие ребенка во многом зависит от того, как ведут себя родители. Ошибочным является воспитание ребенка в «культе» болезни. То есть, болезнь ребенка становится центром отношений в семье. Мать в такой семье принимает роль мученика и ее напряженность, агрессия влияют на семейные отношения, а это, прежде всего, наносит вред здоровью ребенка. Ребенок растет нервным, возбужденным, «терроризирует» всех, требуя к себе постоянного внимания. Это может привести к конфликтам между родителями, обоюдным упрекам и критике.
Есть и такие случаи, когда родители понимают отставание в развитии как некое преходящее качество, исчезающее само по себе. Родители часто говорят: «Придет время - пройдет» или «Перерастет». Это большая ошибка, так как упущенное время может привести к непоправимым последствиям.
Еще одной ошибкой родителей может быть то, что, заметив какое-либо отклонение у ребенка, они начинают «лечить» ребенка самостоятельно, применяя различные методы, не проконсультировавшись со специалистами.
Одной из распространенных ошибок родителей является снижение требований к ребенку, закрепление за ним положения «больного», что плохо влияет на психофизическое развитие. Часто в семьях, где есть и здоровые дети, складывается неправильный семейный уклад. Здоровому ребенку уделяется мало внимания. От него постоянно требуют, чтобы он во всем уступал «больному» ребенку, выполнял все его капризы. Все это отражается на формировании характера здорового ребенка, а иногда приводит к нервному срыву. Чрезмерная опека ребенка со стороны родителей приводит к тому, что они стремятся предупредить каждое движение ребенка, тем самым лишая его попытки что-то сделать самому.
Крайне неблагоприятное влияние на развитие «больного» ребенка оказывают неуважительные, грубые отношения супругов друг к другу, выраженные в скандалах, драках, конфликтах.
Крайне неблагоприятно на развитие ребенка влияет и педагогическая несостоятельность родителей, которая ярко проявляется в применении к детям физических наказаний. Родители считают, что физическое наказание - это лучший метод воспитания послушания, уважения к взрослым. Физические наказания еще больше вызывают у детей задержку в развитии, наблюдается склонность к депрессии.
Родителям необходимо помнить, что «шрамы» в душе ребенка оставляют не только физические, но и психологические наказания, когда ребенок чувствует себя ненужным, отвергнутым.
Ребенок по-настоящему счастлив, когда чувствует заботу, внимание и любовь. Ребенок с особенностями в развитии очень впечатлительный. Малейшее проявление недоброжелательности глубоко ранит его, замыкается в себе и это усиливает его проблемы. Никогда не запугивайте ребенка.
Родителям следует иметь в виду, что многие дети с отклонениями часто проявляют раздражительность, агрессию, двигательную заторможенность. Они длительное время не могут контролировать свои эмоции, часто проявляют упорное непослушание, склонность к бурному поведению.
Относиться в такие моменты к детям нужно спокойно, ровно, доброжелательно, иначе реакция будет еще более бурной.
Родители должны быть не только оптимистами, но и реалистами. С одной стороны, им не следует требовать от «особого» ребенка слишком многого в плане обучения, с другой стороны, нельзя ничего не ждать от ребенка, особенно снижать требования к его поведению.
Таким образом, каждый ребенок со своим характером, со своими проблемами - это индивидуальность, и поэтому подход к каждому должен быть сугубо индивидуальным. Но есть много общего, в чем нуждается каждый ребенок без исключения. Это любовь и забота родителей, внимание с их стороны, близкий эмоциональный контакт. Все это играет большую роль в развитии ребенка.
ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ, ЖАЛЕЙТЕ ИХ,
И ОНИ ВАМ БУДУТ ПЛАТИТЬ ТАКОЙ ЖЕ ЛЮБОВЬЮ.
Отношение родителей к детям представляет собой систему разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.
Отношение родителей к детям представляет собой систему разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.
Роль родителей детей с нарушениями развития трудно переоценить и тогда, когда он живёт дома и в силу глубины заболевания или сложившихся жизненных обстоятельств ребёнок находится в специальном учреждении. Многие родители прилагают просто титанические усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка. Максимально возможное развитие возможно при соблюдении ряда условий. К ним относятся: возможно более раннее начало коррекционной работы, благоприятная семейная обстановка и тесная связь специальных учреждений с семьёй.
Если возникают воспитательные проблемы с ребёнком с особенностями психофизического развития, то причины этого не низкий уровень его умственного развития, а ошибочные методы обращения с ним. Если родители стыдятся особенностей своего ребёнка, им, возможно, трудно будет любить его в той мере, чтобы он чувствовал себя спокойно и в безопасности.
Не следует думать, что ребёнок с особенностями психофизического развития – это несчастный ребёнок! Умственные нарушения не означают эмоциональных нарушений.
Ребёнку необходимо, чтобы его любили и ценили за его привлекательные качества. Те, кто наблюдал группы детей с особенностями психофизического развития, знают, насколько они естественны, дружелюбны и симпатичны, когда в семье их любят такими, какими они есть. Чем меньше ребёнок, тем больше иллюзий удаётся сохранить родителям относительно его дальнейших успехов в развитии. Это наблюдается, в основном, в тех случаях, когда речь идёт о тяжёлых поражениях мозга.
Трудности, с которыми сталкиваются родители, часто приводит к состоянию паники, трагической обречённости. Часть родителей отказывается признавать диагноз. Это может быть результатом неадекватного оценивания состояния ребёнка или следствием опасения испортить будущее своему сыну или дочери «ярлыком» умственной отсталости. Эта проблема имеет социальные корни и связана с отношением общества к людям с особенностями психофизического развития.
Семья, имеющая ребёнка с особенностями психофизического развития, на протяжении жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами, это чередование «взлётов» и «падений». Семьи с лучшей психологической и социальной поддержкой легче преодолевают эти состояния.
При появлении в семье ребёнка с особенностями психофизического развития у родителей, как правило, возникает чувство, безнадёжности, понижается самооценка, может появиться дисгармония супружеских отношений. Такие семьи чаще распадаются. В этих семьях отцы склонны винить жену в рождении больного ребёнка даже в тех случаях, когда достоверно знают, что причина кроется в них.
Известны ситуации, когда у родителей формируются, так называемые рентные установки. И тогда они не только не заинтересованы в пересмотре диагноза, но и требуют повышения социального статуса ребёнка, семьи, ожидая от общества только материальной поддержки. Все перечисленные реакции носят неконструктивный характер и могут выступать препятствием на пути адаптации, как самого ребёнка, так и родителей.
Для формирования гармоничной личности, развития у ребенка адекватной самооценки, необходимой при установлении правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребенком должен находиться любящий и понимающий его взрослый человек.
Способы правильного общения с детьми с особенностями психофизического развития
Какие же взаимоотношения считать правильными?
Это те, в которых взрослый:
сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
помогает ребенку избежать ошибок;
поддерживает ребенка при неудачах.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Взрослый, стремящийся поддержать ребенка, не только рассматривает события (поступки) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка, стороны. Для того, чтобы поддержать ребенка, родители сами должны испытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя и, не достигнут самоуважения и уверенности.
Как поддерживать ребенка?
Существуют ложные способы, так называемые ловушки поддержки. Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирования соперничества со сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.
Подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей его положительных сторон. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т. п.
Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие положительной самооценки и чувства адекватности ребенка.
Чтобы поддержать ребенка, необходимо:
Опираться на сильные стороны ребенка.
Избегать подчеркивания его промахов.
Показать, что вы удовлетворены ребенком.
Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.
Проводить больше времени с ребенком.
Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
Уметь взаимодействовать с ребенком.
Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это важно.
Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
Принимать индивидуальность ребенка.
Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
Демонстрировать оптимизм.
Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка
Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того, чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.
Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбны и не выступайте в роли судьи.
Снизьте контроль. Более эффективным оказывается спокойное, отражающие реальность, планирование способа действия.
Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.
Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.
Демонстрируйте взаимное уважение. Демонстрируйте доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему, как к личности.
Основным ориентиром развития ребенка с аутизмом должен быть разнообразное, эмоционально насыщенное общение с ним родителей. Родители должны разговаривать с ним больше.
Что ни в коем случае не должны делать родители аутичных детей.
Рекомендации для родителей
Данный текст предлагает родителям аутичных детей десять советов, направленных на улучшение качества взаимоотношений. Они сформулированы как побудительные пожелания, несмотря на частицу "не", которая используется исключительно для усиления смысла написанного.
Отношение родителей к детям представляет собой систему разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.
Роль родителей детей с нарушениями развития трудно переоценить и тогда, когда он живёт дома и в силу глубины заболевания или сложившихся жизненных обстоятельств ребёнок находится в специальном учреждении. Многие родители прилагают просто титанические усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка. Максимально возможное развитие возможно при соблюдении ряда условий. К ним относятся: возможно более раннее начало коррекционной работы, благоприятная семейная обстановка и тесная связь специальных учреждений с семьёй.
Если возникают воспитательные проблемы с ребёнком с особенностями психофизического развития, то причины этого не низкий уровень его умственного развития, а ошибочные методы обращения с ним. Если родители стыдятся особенностей своего ребёнка, им, возможно, трудно будет любить его в той мере, чтобы он чувствовал себя спокойно и в безопасности.
Не следует думать, что ребёнок с особенностями психофизического развития – это несчастный ребёнок! Умственные нарушения не означают эмоциональных нарушений.
Ребёнку необходимо, чтобы его любили и ценили за его привлекательные качества. Те, кто наблюдал группы детей с особенностями психофизического развития, знают, насколько они естественны, дружелюбны и симпатичны, когда в семье их любят такими, какими они есть. Чем меньше ребёнок, тем больше иллюзий удаётся сохранить родителям относительно его дальнейших успехов в развитии. Это наблюдается, в основном, в тех случаях, когда речь идёт о тяжёлых поражениях мозга.
Трудности, с которыми сталкиваются родители, часто приводит к состоянию паники, трагической обречённости. Часть родителей отказывается признавать диагноз. Это может быть результатом неадекватного оценивания состояния ребёнка или следствием опасения испортить будущее своему сыну или дочери «ярлыком» умственной отсталости. Эта проблема имеет социальные корни и связана с отношением общества к людям с особенностями психофизического развития.
Семья, имеющая ребёнка с особенностями психофизического развития, на протяжении жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами, это чередование «взлётов» и «падений». Семьи с лучшей психологической и социальной поддержкой легче преодолевают эти состояния.
При появлении в семье ребёнка с особенностями психофизического развития у родителей, как правило, возникает чувство, безнадёжности, понижается самооценка, может появиться дисгармония супружеских отношений. Такие семьи чаще распадаются. В этих семьях отцы склонны винить жену в рождении больного ребёнка даже в тех случаях, когда достоверно знают, что причина кроется в них.
Известны ситуации, когда у родителей формируются, так называемые рентные установки. И тогда они не только не заинтересованы в пересмотре диагноза, но и требуют повышения социального статуса ребёнка, семьи, ожидая от общества только материальной поддержки. Все перечисленные реакции носят неконструктивный характер и могут выступать препятствием на пути адаптации, как самого ребёнка, так и родителей.
Для формирования гармоничной личности, развития у ребенка адекватной самооценки, необходимой при установлении правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребенком должен находиться любящий и понимающий его взрослый человек.
Рекомендации для родителей
Как организовать досуговую
деятельность детей
Досуговая деятельность ребенка должна включать в себя меры, направленные на выработку у детей с ограниченными возможностями навыков самообслуживания, самостоятельной организации собственной жизни. Приобретаемые знания и навыки должны быть привязаны к решению повседневных жизненных задач, а не уводить от реальности. Такой подход гарантирует адекватную социальную адаптацию, интеграцию таких детей в обычную жизнь, расширение области самостоятельности в отношениях с окружением.
Зачастую семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, не могут организовать свой досуг не только по экономическим соображениям и социально-психологическим причинам (социальная изоляция семьи, чувство вины, подавленности, нарушенные семейные отношения и др.), но и из-за чрезмерной опеки над ребенком, просто не знания, что можно, а что нельзя.
Ребенку постарше можно предложить составить альбом вещей, которые его окружают дома или на улице. В журналах или газетах находите эти предметы и вырезайте их. Такие альбомы, кроме навыков восприятия, развивают память и речь.
Научиться ориентироваться в пространстве и одновременно познавать возможности своего тела ребенку помогут подвижные игры «День и ночь», «Море волнуется», «Ручеек», «Прятки» или движения по команде (ползком, кувырком, на четвереньках). Подобные игры помогут малышу освоить понятия «верх – низ», «кругом» и т.д. Описание игр можно найти в специализированной литературе (Финни Н.Р. «Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие», 2009) или придумать самим.
Ребенка привлекают не только игрушки, но и занятия окружающих. Его притягивает все, что делают взрослые. Не лишайте ребенка даже с очень тяжелой формой заболевания возможности помогать вам по дому. Помощь по дому не только развивает детей, но и приучает их к труду. Например, занимаясь вытиранием пыли и чисткой обуви, дайте тряпку и ребенку. На кухне дайте ему вырезать из теста печенье формочкой, что-нибудь размешать, положить соль в картошку, слепить пирожок и т.д. В саду ребенок может помогать вам, сажая растения или поливая грядки.
Вечером с ребенком можно играть в детские настольные игры, читать вместе с ним книжку, рисовать, собирать паззлы или мозаики. Такие игры не только помогают ребенку развивать внимание, усидчивость, пространственную ориентацию, учат действию по образцу и самовыражению, они также помогут успокоить нервную систему и приготовиться ко сну. Более взрослого ребенка можно научить играть в шашки, шахматы, домино или лото. Подобные игры развивают внимание, память и мышление. Для развития мелкой моторики и воображения можно порекомендовать занятия декаративно-прикладным творчеством. Это может быть вязание, вышивание, плетение из бисера, лепка из пластилина или соленого теста.
В выходные дни или дни отпуска важно устраивать совместное проведение досуга. Это могут быть общие семейные увлечения, такие как рыбалка, походы, экскурсии, занятия спортом. Если есть такая возможность, очень полезно будет плавание, верховая езда.
Привитие навыков личной гигиены у детей с ОПФР и соблюдения санитарных норм в домашних условиях.
Главный принцип в воспитании детей с ОПФР – формирование у них привычек. Причем только своевременное проведение этой работы даст положительный результат. Выработка у детей положительных привычек и навыков поведения, а также чёткой последовательности в выполнении отдельных действий играет важную роль. В дальнейшем они соблюдают тот порядок, какой усвоили под непосредственным руководством и контролем старших. Прочное усвоение навыка освобождает детей от замешательства и состояния беспомощности, которое они испытывают, попадая в непривычные условия.
Часто родители, считая своего ребёнка заведомо не способным выполнять даже самую простую работу, ставят его в полную зависимость от окружающих, приучают к иждивенчеству. Выработать у детей навыки личной гигиены можно, если многократно показывать ему все операции. Родители должны объяснять все задания простыми знакомыми детям словами.
Целесообразно предлагать сразу выполнять более легкие действия, перейдя затем к более сложным. Каждый бытовой навык, которому предстоит обучить ребенка, представляет собой сложный набор последовательно выполняемых движений. В начале обучают выполнению каждого элемента отдельно. Так, в процессе мытья рук, сначала показывают, как мыть ладони, затем тыльные стороны, большие пальцы и запястье. Со временем у детей улучшаются координация движений, работоспособность.
Дома их следует учить одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, мыть руки, чистить зубы, следить за своим внешним видом, правильно вести себя за столом. Также следует учить детей пользоваться туалетом.
Всем этим навыкам учеников начальных классов учат на уроках социально-бытовой ориентировки, но необходимо, чтобы эти навыки закреплялись и дома.
Виды помощи в выполнении заданий:
Правильно организованные ситуации и приемы общения с вашим ребенком обеспечат вам успех, облегчат вашу жизнь и жизнь вашего ребенка.
Труд в семье должен быть систематическим и постоянным, чтобы ребенок имел посильное постоянное поручение дома.
Целенаправленное развитие трудовых умений в семье позволяет преодолеть основной недостаток детей с ОПФР – их низкую самостоятельность.
Успешность в деятельности по формированию навыков личной гигиены и самообслуживания зависит от мотивации. Поэтому важное условие в формировании навыков поощрение ребенка и участие самих взрослых в процессе обучения.
Прежде чем сделать какое-либо задание вы должны объяснить его ребенку, помочь спланировать порядок выполнения действий, затем самому продемонстрировать, как они выполняются. Детям следует задавать такие вопросы: с чего надо начать? Не забыл ли ты порядок действий? Все ли у тебя получилось? Если работа кажется сложной, то поручайте ему выполнить один трудовой процесс, а не несколько. Нужно следить за тем, чтобы ребенок не переутомлялся. Избегайте однообразия.
Польза и вред социальных сетей
Польза социальных сетей
На память приходят восторженные отзывы на появление первых социальных сетей на просторах рунета. Открывались новые возможности для поиска старых друзей, коммуникации для получения полезной информации, интересных данных. Для современного пользователя социальные сети – это повседневность. Свойства мобильных приложений сделали доступным этот вид связи каждому, у кого есть смартфон.
Поиск друзей и работы
Полезные свойства социальных сетей неоспоримы. Несложная процедура регистрации в соцсети открывает перед посетителем широкий круг опций.
Расширение кругозора
Доступность практически любых полезных данных дает возможность самообразования. Отпадает необходимость посещать специальные курсы. Обмен полезными советами и личным опытом происходит в режиме онлайн. Регистрация на образовательных порталах открывает доступ к получению знаний, которые недоступны в рамках программы общеобразовательной школы. Участие в сетевых конкурсах, олимпиадах различного уровня дает оценку полученным знаниям, стимулирует расширение кругозора.
Главная польза социальных сетей – оперативное распространение и поиск нужной информации.
Вред социальных сетей
Социальные сети оказывают не только положительное влияние на человека, но и наносят ли вред. В наш век сверхскоростей люди сталкиваются с постоянным дефицитом времени: его катастрофически не хватает. Одной из причин нехватки времени стало времяпрепровождение в социальных сетях. Наверняка каждый человек замечал, что, присев только посмотреть новости или проверить почту, процесс затягивается на час или больше. Бесполезная трата времени – первое отрицательное свойство социальных сетей.
Зависимость от социальных сетей
Многие думают, что нет никакой зависимости, все под контролем, вреда виртуальное общение не наносит. Социальные сети оказывают значительное влияние на психику. Человек для гармоничного развития нуждается в постоянном признании как личности. До появления социальных сетей приходилось постоянно работать над собой, доказывать свою состоятельность. С их появлением все упростилось. Достаточно выложить фото или видео и можно собирать лайки.
Получив одобрение в социальных сетях, пользователь испытывает некую эйфорию. Один раз, второй и вот – зависимость: первое с чего начинается утро – это просмотр своего аккаунта. В течение дня появилась свободное время – и заходят на свою страницу.
Утомление и стресс
Свойства социальных сетей оказывают негативное влияние, когда человек пользуется ими в режиме нон-стоп. Поток новостей, смена эмоций, впечатлений, решение разноуровневых задач – все это приводит к утомлению, наносит вред здоровью. Излучение монитора пагубно воздействует на сетчатку глаз.
У многих нет понимания, что большая часть посетителей социальных сетей приукрашивают свою реальность. Воспринимая виртуальный образ за действительность, создается комплекс неполноценности. Кажется, что старый знакомый красивый, богатый и успешный. Такое восприятие ударяет по самооценке, приносит вред психике. В итоге организм получает стресс, человек впадает в депрессию.
Снижение интеллекта
Люди хотят использовать легкие пути для получения удовольствия. Контакт в социальных сетях сводится к проставлению лайков, переписка насыщена смайликами и сокращениями. Вместо «добрый день» пишут «здр». Рассказ о своем настроении сводится к вставке смайлика. Доходит до абсурда: под статусом «светлая память, погибшим в катастрофе» кликают «нравится». Такой способ коммуникации входит в привычку, становится нормой и применяется в повседневной жизни. Пользы от этого мало, активным посетителям социальных сетей трудно перестраивать свои взаимоотношения на общепринятые формы. Это становится преградой к полноценному диалогу, так как люди, далекие от компьютерного сленга, с трудом понимают такое повествование.
Снижение концентрации внимания
Постоянное нахождение в социальных сетях вырабатывает у мозга привычку порционного получения сведений. Одновременно происходит несколько процессов: прослушивание музыки, просмотр фотографий, написание комментариев, чтение новостей. В итоге происходит снижение концентрации внимания. Наносится вред организму.
Известный в психологии термин гиперактивности точно определяет состояние человека. Он не может сконцентрироваться на выполнении одного задания, длительное занятие чем-либо его утомляет. Полезный материал не усваивается. Снижается работоспособность, падает производительность труда. Поэтому многие работодатели блокируют выход в социальные сети своим работникам, видя вред, наносимый виртуальным общением.
Информационный мусор
Подача информации в интернете происходит так, что, имея намерение просмотреть прогноз погоды, пользователь вынужден закрывать выскакивающие окна с рекламой, новостные блоки, ссылки на различные сайты. Многие не справляются с такой задачей. Все это привлекает внимание, уводит от основной цели. Человек получает поток ненужной, порой ненужной информации. Если не контролировать этот процесс и не блокировать лишнее, мозг перегружается, накапливается усталость, раздражение, организму наносится вред.
Важно! Необходимо научиться отсекать ненужные сведения, избавляться от лишних рассылок, использовать только полезные материалы.
Переписываясь на просторах социальных сетей, люди теряют навыки реального общения. Психологи описывают случаи, когда жена просит мужа поставить разогреваться чайник, написав ему об этом «Вконтакте».
Вместо того, чтобы поздравить ветерана с праздником Победы, подарить цветы, послушать воспоминания, помочь в чем-то, все сводится к добавлению георгиевской ленточки на свой аватар. Реальная помощь пострадавшим заменяется добавлением «свечи памяти», считая, что таким образом состоялось приобщение к общему делу.
Люди перестали встречаться. Куда проще, лежа на диване, скидывать друг другу ролики, а обсуждать просмотр, поставив смайлик. В социальных сетях теряют значение слова и чувства, которые передаются при личном контакте. Здесь легко скрыть переживания или сфальсифицировать эмоции. Не имеет значения, какого пола человек, сколько ему лет, как он выглядит, чем занимается.
Подростки и социальная сеть
Польза и вред социальных сетей для подростков в равной степени зависит от качества контента, который используют дети, а также времяпровождения во всемирной паутине. Социальные сети, имеющие образовательную направленность, набирают популярность. Их с пользой используют для обмена данными между школой, учеником и родителем. К сожалению, не все интернет-площадки направлены на повышение уровня знаний пользователя, некоторые вместо пользы наносят вред.
Защитники социальных сетей считают, что виртуальное общение имеет полезные свойства, помогает современным детям не чувствовать себя одиноким. Но только когда оно не заменяет реальное. Зависимость подростков от социальных сетей тем сильнее, чем меньше осуществляется контроль за этим процессом со стороны родителей. Если не контролировать, то сын или дочь вовлекаются в виртуальные игры, становятся зависимыми от оценки окружения. Ее отсутствие вводит их в состояние депрессии или толкает на поиски таких групп, где любой поступок расценивается как достижение или подвиг.
Подросток, зависимый от социальных сетей, неверно оценивает людей. Он не чувствует ответственности. Ребенок может представить себя кем угодно, способен оскорбить оппонента, причинить вред, не испытывая при этом ни угрызений совести, ни сопереживания.
В социальных сетях легко добавляют друзей, даже незнакомых, еще проще с ними расстаются: одним кликом удалив или отправив в черный список. Меняется поведение подростка под воздействием группы. По закону толпы личная ответственность за совершенное действие снимается, чтобы не стать изгоем, подросток выбирает путь большинства.
Для поднятия своего рейтинга частым явлением стало выкладывание на всеобщее обозрение видео с жестоким обращением со своими сверстниками или животными. Чтобы получить заветные лайки от участников группы, подросток идет на преступление по отношению к тому, кто слабее.
В сочетании дети и социальные сети опасность представляет кибербуллинг, когда происходит травля дитя через социальные сети. Не все школьники рассказывают об этом, поэтому задача взрослых уберечь их от такого воздействия. Не меньший вред представляют несанкционированные ссылки, добавление в друзья незнакомцев или посещение сомнительных сайтов.
Важно! Нужно рассказать ребенку о возможных опасностях и научить его, как действовать в определенной ситуации.
Негативное влияние социальных сетей на здоровье и поведение подростка происходит в том случае, когда над детьми ослабевает контроль. Полностью запретить общение в социальных сетях нельзя, но оговорить условия, на которых будет осуществляться их пользование гаджетами, обязательно. Задача взрослого сделать это общение безопасным для физического и морального здоровья. Это достигается технической поддержкой типа «родительского контроля», установкой антивирусов и ограничением пребывания ребенка в интернете. Помогут избежать зависимости от социальных сетей посещение различных кружков и секций, а также личный пример взрослого, подтверждаемый живым общением. Польза от такого времяпровождения будет обоюдной.
Польза и вред социальных сетей – как две стороны одной медали. В силах каждого взять из виртуальных взаимоотношений полезные свойства и не допустить проникновения в свою реальность вреда.
Особенности работы с детьми с ОПФР
Каждый ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться, но если не научить его это делать, то с первых шагов школьной жизни он встретится с трудностями, неудачами, которые постепенно могут погасить его желание учиться. Это вдвойне справедливо для детей с особенностями психофизического развития (ОПФР).
Проблема образования людей с ОПФР сегодня чрезвычайно актуальна. Количество детей и взрослых, имеющих расстройства физического и психического здоровья, значительно возросло. Причин здесь много: техногенная чернобыльская катастрофа, процессы урбанизации, неблагоприятная экология, отягощенная наследственность, алкоголизм и наркомания...
Современная система специального образования трансформируется в открытую образовательную систему и базируется на признании того, что нет социально неперспективных детей, все дети обучаемы и им гарантируется педагогическая помощь и поддержка, а также на признании ценности совместной деятельности и общения учащихся с особенностями психофизического развития и их здоровых сверстников. Идея толерантности по отношению к иным людям сменяется уважением к ним, на место главенства идеи человеческой полезности приходит культура человеческого достоинства.
В связи с интеграцией детей с ОПФР в школу общего типа представляется необходимым использование комплексного, системного подхода к изучению личности ребенка, выявление его потенциальных возможностей, создание психолого-педагогических условий для успешной социализации.
В настоящее время в Республике Беларусь существует необходимая нормативно-правовая база, обеспечивающая обучение детей с особенностями психофизического развития. Количество специальных классов, классов интегрированного обучения в общеобразовательных школах растет год от года, что свидетельствует о принятии этой формы обучения родителями и педагогическими коллективами школ.
Имидж школьников с ОПФР в общественном сознании, как правило, негативный. Он формирует установку на изоляцию их от сверстников и общества в целом. Поэтому перед педагогами стоит задача устранить этот негатив.
Чтобы оказать действенную помощь такому ученику, учителю следует преодолеть ряд сложившихся стереотипов. Обычно расположение к ученику зависит от его прилежания и учебных успехов. В классе же интегрированного обучения необходимо понимание тех проявлений, которые возможны у детей с особенностями развития. Ученики могут быть напряженными, скованными либо, наоборот, развязными. Может наблюдаться тревожность перед учебной ситуацией или безразличие, апатия, инертность, пассивность. Поэтому первостепенная задача учителя в классе интегрированного обучения — вызвать и закрепить оптимистическое, эмоционально-позитивное отношение детей к школе и учению. Недопустимо усугубление негативных реакций школьников. Общими усилиями педагога, родителей и дефектолога создается благоприятная для детей среда, которая позволяет каждому двигаться в зоне максимальных возможностей, не испытывая дискомфорта от пребывания среди успевающих сверстников.
В любой ситуации учителю необходимо оставаться спокойным и доброжелательным, ровным и дружелюбным по отношению к детям. С особым терпением и тактом он должен относится к детям с ОФПР, понимая, что у них могут наблюдаться большая подвижность или, наоборот, скованность, упрямство, неадекватные страхи и опасения, неуверенность в себе и конфликтность, неспособность сосредоточиться на учебном задании или неумение отвлечься и переключиться. Могут наблюдаться и вредные привычки: ребенок сосет губы, грызет ногти, гримасничает, подергивается и др.
В кодексе психолога записано: "Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам". Помня об этом, учитель с первых дней занятий щедро дарит свою улыбку всему классу и каждому ученику в отдельности.
В учебном процессе широко используются невербальные формы общения, которые позволяют ребенку получать эмоциональную поддержку. К ним относятся:
В своей работе для создания ситуации успеха в учебной деятельности я использую эффективный словесный прием — 30 вариантов того, как сказать ребенку "молодец" (из книги А. Р. Маллера "Ребенок с ограниченными возможностями"):
Прекрасно!
Мне нравится, как ты это сделал.
Это у тебя получилось лучше всего.
Здорово придумал!
Я просто обожаю это.
Умница!
Ты сделал это!
Молодец, у тебя все получилось! Об этом обязательно надо сказать родителям!
Все лучше и лучше!
Удивительно!
Ура!
Здорово, молодец!
Так чудно, пальчики оближешь!
Хорошо, а как тебе это?
Очень неплохо!
Ты делаешь все аккуратно.
Это просто замечательно!
Ах, превосходно!
Похлопаем нашему...
Именно так.
Восхитительно!
Правильно.
Это выглядит здорово! Это что-то особенное! Ух, вы только посмотрите! Я так рада! Отлично!
Мне нравится, потому что...
Ну, просто изумительно!
В классе интегрированного обучения учителю нельзя сравнивать результаты работы ученика с ОПФР с достижениями других учащихся. Как сказал Л. С. Выготский, "каждый ребенок уникален, неповторим, имеет присущую только ему зону ближайшего развития и соответственно имеет индивидуальные достижения". Текущая работа учащихся с ОПФР сравниваете, только с предыдущей. Дети с особенностями развития очень чувствительны к мимике, жестам, темпу речи учителя. Это требует от учителя внимания и терпения.
В процессе совместного обучения актуальны положительные взаимоотношения не только между учителем и учеником, но и между всеми учениками при их взаимодействии как на уроке, так и во внеурочное время. Детям с нарушениями присущи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Дополнительный возбуждающий фактор — сравнительно большая наполняемость класса (20 человек). Это требует от учителя специальных усилий по снижению общего возбуждения и формированию эмоциональной культуры детей. Хочется напомнить, что проще предотвратить возникновение конфликтных ситуаций, прохладных отношений, проявление безразличия и высокомерия, чем потом их исправлять.
На уроке совместного обучения, чтобы сохранять работоспособность и спокойствие при различном темпе работы, полезно проводить специальные игры и упражнения, позволяющие переключить внимание, снять напряжение у детей. В играх предусматривается чередование переходов от напряжения и активности к расслаблению и покою. Необходимо использовать разнообразные приемы для налаживания учебного взаимодействия, организации сотрудничества между учениками на уроках и в свободное время.
Таким образом, в организации взаимодействия в системе "учитель — ученик" при работе с детьми с ОПФР важными моментами являются:
Если учителю удастся окружить детей с ОПФР вниманием, заботой и лаской, то успех их обучения обеспечен. А когда работаешь с любовью, то раскрывается творческий потенциал педагога и рождаются поэтические строки. Вот что написала воспитатель группы продленного дня Л. А. Иванова:
Любите всех детей, пришедших к вам учиться!
Особенно тех, кто судьбой обделен.
Им в жизни многого не суждено добиться,
Но каждый чистою душою награжден!
И мы должны над каждым наклониться,
Чтоб научить читать их и писать,
Чтоб заглянуть в зовущие нас лица
И ободряющее слово им сказать.
Не бойтесь израсходовать до срока
Любви и знаний в вас хранящийся запас,
Чем больше сил вы отдаете детям,
Тем больше остается их у вас!