Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Ивацевичского райисполкома
Государственное учреждение образования
БЫТЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
№ |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный |
1. |
Обеспечить пропускной режим в здание школы. Не допускать в школу посторонних лиц без документов, удостоверяющих личность. |
В течение года |
Чихрай А.Б., зам. директора по ХЧ |
2. |
Вход сотрудников в школу осуществляется после записи в журнал «Учет рабочего времени», подписанного директором школы |
В течение года |
Юдчиц А.Н., зам. директора по ВР |
3. |
Содержать в закрытом состоянии запасные выходы. Содержать в исправном состоянии ограждение школы. |
Постоянно |
Чихрай А.Б., зам. директора по ХЧ |
4. |
Проводить контроль за проведением дежурств ответственными лицами |
В течение года |
Богданович Т.И., директор Чихрай А.Б.., зам. директора по ХЧ |
5. |
Запретить обслуживающему персоналу, сторожам оставлять рабочие места даже на короткое время |
В течение года |
Чихрай А.Б,, зам. директора по ХЧ |
6. |
Периодически производить обязательный обход территории школы, здания, помещений с записью в журнале. Осуществлять постоянный контроль за состоянием запорных устройств, дверей. Ворота, подвал держать закрытыми. Вести журнал учета посещения школы посторонними лицами |
В течение года |
Чихрай А.Б. зам. директора по ХЧ сторожа |
7. |
Проводить разъяснительную работу об ответственности за заведомо ложное сообщение об угрозе совершения террористических актов |
В течение года |
Юдчиц А.Н., зам. директора по ВР, учителя |
8. |
Проводить инструктаж с учащимися, сотрудниками школы по действиям при угрозе совершения террористических актов и чрезвычайных ситуаций в соответствии с разработанными инструкциями и мобилизационным планом на случай ЧС, с записью в журнале. |
В течение года |
Юдчиц А.Н., зам. директора по ВР, учителя |
9 |
Проводить производственные совещания, родительские собрания на которых обсудить вопросы обеспечения безопасности, предотвращения террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера |
В течение года |
Богданович Т.И., директор Юдчиц А.Н., зам. директора по ВР |
10. |
Проверять наличие и состояние средств пожаротушения. Огнетушители должны содержаться в доступных местах. Проверять готовность средств оповещения. Содержать в рабочем состоянии аварийное освещение |
В течение года |
Чихрай А.Б., зам. директора по ХЧ |
11. |
Вести разъяснительную работу с учащимися с целью усиления внимания к подозрительным гражданам и предметам, а также бесхозным автомобилям вблизи школы. Довести до каждого учащегося требования о запрещении трогать обнаруженные предметы неизвестного происхождения |
Постоянно |
Учителя |
12. |
Не допускать обращения детей с опасными, легковоспламеняющимися и взрывчатыми веществами, а также предметами, которые могут быть источником травм и увечий. |
В течение года |
Учителя |
13. |
Проводить эвакотренировки с обучающимися и сотрудниками школы не реже одного раза в четверть, с записью в журнале согласно календарного плана подготовки и проведения общешкольной тренировки сотрудников и детей по действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций |
В течение года |
Юдчиц А.Н., зам. директора по ВР, учителя |
14. |
Проход родителей на родительские собрания осуществляется по списку, составленному и подписанному преподавателем по предъявлению документа, удостоверяющего личность. |
Постоянно |
Юдчиц А.Н., зам. директора по ВР, учителя |
17. |
Довести до каждого работника школы телефоны служб безопасности. Памятку с телефонами вывесить на видных местах. |
В течение года |
Юдчиц А.Н., зам. директора по ВР, Чихрай А.Б., зам. директора по АХР |
чрезвычайной ситуации в здании школы
Общие правила поведения учителя:
Учителю надо помнить о том, что эвакуация в безопасное место образовательных учреждений, их учащихся и персонала производится в первую очередь.
В настоящее время в образовательных учреждениях участились случаи пожаров с трагическими последствиями, поэтому нужно быть предельно внимательным и осторожным в обращении с электроприборами, не перегружать электросеть включением нескольких электроприборов большой мощности.
В обязательном порядке периодически необходимо приглашать в образовательные учреждения специалистов ГО и ЧС для ознакомления учителей и персонала со складывающейся обстановкой в районе нахождения этого учреждения.
III. Действия персонала и администрации при попытке незаконного
проникновения на объект; при пожаре, стихийном бедствии; при попытке
совершения (совершении) террористического акта
При возникновении нештатной (аварийной) ситуации.
- точного адреса и наиболее коротком пути следования к учреждению;
- полное наименование учреждения, с указанием точного расположения места аварии;
- характер и возможные последствия происшедшего
- точного времени возникновения нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения,
- времени и указанием номера телефона, точных данных дежурного диспетчера вызываемой службы,
- принятых мерах администрацией учреждения по ликвидации последствий,
- времени прибытия представителей спасательных и аварийных служб, с указанием фамилии старшего команды, общим количеством аварийных или спасательных команд, времени убытия и т.д.
- точного времени окончания работ по ликвидации последствий нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения, нанесенном ущербе.
- времени доклада в УО об окончании работ по ликвидации последствий нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения, нанесенном ущербе.
После ликвидации последствий нештатной (аварийной) ситуации в системе
жизнеобеспечения учреждения.
безопасности УО (милиция, пожарная охрана)
Субъектами, непосредственно осуществляющими обеспечение безопасности сотрудников и воспитанников УО при чрезвычайных ситуациях в пределах своей компетенции, являются: пожарная охрана, РОВД.
В случае пожара:
- немедленное оповещение пожарной охраны о возгорании передается посредством Автоматической пожарной сигнализации (АС) или по тел. 101;
- по прибытию пожарной частью принимаются меры по локализации пожара, используя при этом соответствующие средства;
- оказывают помощь по эвакуации людей, находящихся на объекте;
- не подвергать опасности жизнь и здоровье людей
При возникновении чрезвычайной ситуации:
- немедленно сообщить обо всех выявленных фактах в территориальные органы
МВД, МЧС, отдел образования;
- по прибытию на место оперативной группы (группы быстрого реагирования) действовать в соответствии с указаниями старшего группы;
- представителями правоохранительных органов осуществляется комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности преступных (террористических) групп;
- оказывается помощь по эвакуации людей, находящихся на объекте;
- не подвергать опасности жизнь и здоровье людей.
Алгоритм действий при внезапном проявлении землетрясения
Для обучающихся
Для учителей
VII. Наводнение. Алгоритм действий при поступлении сообщения о
наводнении и начале эвакуации
Для обучающихся
Для учителей
VIII. Ураган. Алгоритм действий людей в помещении при внезапном
возникновении урагана
Для обучающихся
Можно перейти в глухие коридоры.
Для учителей
Для обучающихся
Для учителей
Для обучающихся
- передвигаться быстро, но не бежать; стараться не поднимать пыли;
- обходить стороной туманно подобные образования;
- не касаться окружающих предметов, ни к чему не прислоняться;
- не наступать на капли жидкости или порошкообразные россыпи;
- при обнаружении следов химических веществ на коже, одежде, обуви удалить их подручными средствами (бинтом, носовым платком, тряпочкой) и промыть это место по возможности водой или другой чистой жидкостью;
- не снимать средств индивидуальной защиты до соответствующих распоряжений.
Для учителей
Для родителей
Для обучающихся
- не снимать на открытой местности средства индивидуальной защиты;
- избегать поднимания пыли при передвижении;
- без надобности не садиться и не прикасаться к посторонним предметам;
- не пить, не принимать пищу, не курить;
- периодически обтирать открытые участки тела тряпочкой или носовым платком.
Для учителей
Для родителей
XII. Мероприятия по эвакуации из помещений УО при ЧС.
XIII. Обязанности охраны в УО
XIII-I.Принимая смену очередной охранник (сторож) обязан:
- уточнить обстановку на охраняемом объекте у сменяемого сотрудника охраны, наличие и характер замечаний в адрес л/с предыдущей смены;
- проверить наличие и исправность принимаемого имущества и документации, работоспособность средств связи, оповещения и охранной сигнализации;
- произвести осмотр объекта снаружи и изнутри.
О результатах приема-сдачи смены сделать запись в «Журнале приема - сдачи дежурства» с указанием недостатков и изменений в состоянии охраняемого объекта.
XIII-II В ходе несения службы охранник (сторож) обязан обеспечить:
- контроль за соблюдением внутри объектового порядка, мер безопасности и пропускного режима внутри здания;
- сохранность и целостность имущества и помещений, сданных под охрану.
Контроль осуществляется путем визуального наблюдения и прослушивания с места
- несения службы и в процессе обхода объекта. Порядок и периодичность обхода объекта согласовывается с администрацией объекта.
- Выход за пределы объекта в ночное время и в период ограниченной видимости запрещен. Результаты обхода записываются в Журнал. В случае обнаружения нарушений или неисправностей немедленно докладывать в Дежурную Часть.
- В свой работе руководствоваться требованиями действующего законодательства, условиями государственного договора с «Заказчиком», положениями настоящей инструкциями, в части касающейся охраны и безопасности объекта, распоряжениями прямых начальников охранного предприятия.
- Знать расположение и оборудование объекта, территорию и границы поста, маршруты контроля состояния объекта, маршруты эвакуации персонала и обучающихся, порядок взаимодействия с полицией, номера телефонов дежурных служб РОВД, МЧС, должностных лиц образовательного учреждения.
- Быть вежливым и тактичным в общении с персоналом «Заказчика», детьми и посетителями, иметь постоянно при себе удостоверение охранника, быть по форме одетыми и экипированным, иметь опрятный вид. Свои требования и замечания излагать в понятной, тактичной и корректной форме, учитывая особенности детского контингента.
- Не допускать проникновения (проход, проезд) на объект посторонних лиц и автотранспорта.
- В зависимости от складывающейся обстановки своевременно и решительно принимать меры по предупреждению и пресечению правонарушений, оперативно извещая милицию, дежурную службу, используя помощь персонала учреждения, не подвергая опасности жизни и здоровье детей и сотрудников.
-Знать и уметь пользоваться техническими и охранно-пожарными средствами, вспомогательным инвентарем, средствами связи, находящимся на объекте, в случаях возникших чрезвычайных ситуаций.
- При необходимости кратковременно отлучиться с места несения службы на посту, предварительно согласовать вопрос о замещении себя с ответственным администратором (дежурным) по образовательному учреждению.
XIII-II. Действия охранника при возникновении нештатных ситуаций.
а) При обнаружении взрывоопасных предметов (взрывных устройств) охраннику необходимо:
б) При угрозе нападения (нападении):
МВД и руководству объекта;
В дальнейшем, после доклада руководству частного охранного предприятия и объекта, охранник продолжает выполнять свои обязанности или действует по их указанию для принятия мер по сохранности материальных ценностей, обеспечении безопасности на объекте.
в) при захвате людей на объекте (всего объекта) в заложники:
Помните, что захват в заложники всегда организуется скрытно и происходит неожиданно. Но вместе с тем постоянная бдительность на посту, анализ проявления подозрительных действии или появления подозрительных лиц, помогут снизить вероятность и внезапность захвата или упредить его своевременными контр действиями.
Если вам стало известно о готовящемся захвате или совершении другого преступления, если вы располагаете фактами, немедленно сообщите об этом в органы МВД используя для этого технические средства экстренного вызова милиции.
Если захват произошел:
1) не допускать действий, которые могут спровоцировать напавших к применению оружия, подрыву устройства, применению отравляющих веществ и привести к человеческим жертвам;
2) постарайтесь немедленно сообщить дежурному МВД (служба 102 и включение кнопки экстренного вызова милиции) в другие дежурные службы о нападении и захвате заложников;
3) без раздражений и замечаний переносите оскорбления и унижения, не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе и в тоже время - следите за всем происходящим вокруг вас;
4) при необходимости выполняйте требования преступников (не причиняя вреда жизни и здоровью мирных граждан), не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и собственной, не допускайте паники и истерик;
5) на совершение необходимых действий для оказания помощи себе, другим, сходить в туалет и т. п., спрашивайте разрешения;
6) помните ваша цель стараться помочь попавшим в заложники людям любыми способами сохранить жизнь, подготовить возможность для их освобождения;
7) будьте внимательны, запомните приметы преступников, их имена, клички, татуировки, шрамы, другие особенности и манеры поведения, тематику разговоров и др. особенности;
8) продумайте свои действия на период проведения операции спецслужбами по вашему освобождению, но лучше выполнять требования приемлемые для всех заложников, а именно:
9) лечь на пол лицом вниз, не делать движений, перемещений, голову закрыть руками, посоветовать это сделать другим;
10) если есть возможность, держитесь подальше от дверей и окон, т. к. они в первую очередь могут быть использованы как спецслужбами для проникновения в помещения, так и преступниками для отражения этих действий;
11) ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или не убегайте от них, т. к. они могут принять вас за преступника;
г) В случае пожара или аварийной ситуации на объекте:
1) оценить обстановку и немедленно оповестить руководство охраняемого объекта и соответствующие службы, доложить оперативному дежурному (101) оповестить нештатную пожарную группу объекта о возгорании и ответственных за открытие запасных входов о подготовке их к эвакуации людей;
2) принять меры к локализации пожара или аварии, используя при этом имеющиеся на объекте соответствующие противопожарные средства и оборудование;
3) не подвергать опасности здоровье и жизнь людей;
4) оказать помощь по эвакуации людей, находящихся на объекте, спасения имущества, согласно плану эвакуации. Не допустить загораживания проходов и путей эвакуации людей, особое внимание уделить эвакуации и размещению в безопасном месте детей (согласно плану эвакуации);
5) организовать встречу и допуск пожарных и аварийных расчетов, стараться контролировать их действия при проведении работ, эвакуации (выносу) материальных средств;
6) о ликвидации пожара или аварийных ситуаций доложить оперативному дежурному.
XIV. Инструкция о пропускном и внутри объектовом режиме УО
При получении воспитанником травмы педагогические работники обязаны незамедлительно принять меры по оказанию первой доврачебной помощи:
- исключить воздействие травмирующего фактора;
- оказать первую медицинскую помощь;
- вызвать на место происшествия медицинских работников или доставить потерпевшего в организацию здравоохранения;
- поставить в известность руководство учреждения дошкольного образования;
- незамедлительно сообщить его родителям (законным представителям).
В случае исчезновения воспитанника необходимо:
- поставить в известность руководство учреждения дошкольного образования;
- безотлагательно организовать его поиск;
- сообщить в ближайшее отделение милиции и его родителям (законным представителям).
При обнаружении нарушений режима безопасности в учреждении немедленно принять меры по их устранению:
- поставить в известность руководство учреждения дошкольного образования.
Запрещается организовывать образовательный процесс до устранения выявленных нарушений.
При возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обнаружения подозрительных веществ и предметов необходимо:
- поставить в известность руководство учреждения дошкольного образования;
- позвонить по телефонам «101, «102» или единому номеру экстренной помощи «112»;
- до прибытия представителей соответствующих структур немедленно эвакуировать находящихся в опасной зоне воспитанников и обеспечить охрану данной зоны от проникновения посторонних лиц;
- пересчитать всех эвакуированных детей, сверить с поименными списками.
При получении возможности визуального обследования места проживания (пребывания) несовершеннолетнего необходимо обращать внимание на видимые признаки возможного совершения сексуального насилия над детьми, а именно:
литература, иные пособия по психологическому воздействию на детей, не соответствующая роду занятий и социальному статусу проживающих взрослых.
В случае, если ребенок готов рассказать о совершенном (совершаемом) над ним насилии, рекомендуется придерживаться определенной модели поведения, минимизирующей угрозу его «замыкания в себе»:
- избегание упреков, обвинений, пристыживаний; - серьезное отношение к услышанному; - спокойствие, выдержка; - успокаивания, подбадривания, поощрения; - сопереживание; - искренность, честность; - использование лексикона ребенка; - восприятие всех без исключения услышанных сведений; - незамедлительная и тщательная проверка предположений.
Следует понимать, что по различным причинам (чувство боязни, стыда, отрицания вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью. Поэтому в ходе общения с ребенком, его родителями, сверстниками, соседями, педагогами (социальными психологами), лечащими врачами и т.п. сотруднику ИДН необходимо обращать внимание на следующие сведения об особенностях внешности, физического состояния и поведения ребенка:
1) физические признаки:
- боль при сидении, ходьбе; - порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда; - гематомы, ссадины, кровотечение в области половых органов, анального отверстия; - жалобы на боль и зуд в области гениталий; - повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер; - инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале; - недержание мочи; - наличие инфекций, передающихся половым путем; - беременность;
2) изменения в выражении сексуальности:
- кажущиеся странными и необычными или не соответствующие возрасту знания о сексе; - необычная или не соответствующая возрасту сексуальная активность (мастурбация, трение о тело взрослого); - повышенный интерес к играм, материалам сексуальной направленности; - склонность к сексуальным действиям с другими детьми; - имитация полового акта с характерными стонами и движениями; - соблазняющее, завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
3) изменения в эмоциональном состоянии и общении:
- трудности в коммуникациях со сверстниками (избегание общения, отсутствие друзей своего возраста, отказ от общения с прежними знакомыми); - внезапная, немотивированная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя; - частая задумчивость, отстраненность; - постоянная депрессивность, грустное настроение; - нежелание принимать участие в подвижных играх; - непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее; - чрезмерная склонность к скандалам и истерикам; - терроризирование младших детей и сверстников; - чрезмерная податливость, навязчивая зависимость; - возврат к инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение; - отчуждение от братьев и сестер, других родственников и членов семьи; - жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей); - амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста); - рассказы в третьем лице («я знаю одну девочку…»); - утрата туалетных навыков (чаще у малышей); - равнодушие к внешности, плохой самоуход либо, напротив, навязчивое, чрезмерное мытье (у подростков);
4) изменения личности и мотивации, социальные признаки:
- прогулы занятий в учреждении образования; - внезапное изменение успеваемости (как негативное, так и положительное) или потеря интереса к любимым занятиям; - неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»); - принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию); - неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой; - отрицание, непринятие традиций и уклада своей семьи вплоть до ухода из дома (у подростков);
5) изменения самосознания:
- снижение самооценки; - отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности; - саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, проституция, частая подверженность травмам и несчастным случаям); - суицидальные разговоры и попытки;
6) невротические и психосоматические симптомы:
- обеспокоенность, боязнь при нахождении с определенным человеком (людьми); - сопротивление прикосновениям, поцелуям определенного человека (людей); - боязнь раздевания (например, отказ при занятиях физкультурой или медицинском осмотре); - головная боль, боли в области желудка и сердца; - навязчивые страхи; - расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).
В настоящее время в мире, в том числе в Республике Беларусь, наблюдается устойчивый рост противоправных деяний, связанных с педофилией и оборотом детской порнографии, а также иных преступлений сексуального характера, посягающих на половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетних.
Основным источником информации при возбуждении уголовных дел по фактам сексуального насилия в отношении детей остаются заявления от родителей (законных представителей) несовершеннолетних, которые пострадали от противоправной деятельности. Вместе с тем выявление данных преступлений осложняется нежеланием ряда взрослых и самих детей разглашать сведения о случившемся, что позволяет таким уголовно наказуемым деяниям длительное время, а порой навсегда, оставаться неочевидными. Зачастую сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают (обращаются) в медицинские учреждения или сами совершают правонарушения.
К преступлениям против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних относятся следующие уголовно-наказуемые деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК):
Основными способами (источниками) получения информации о признаках совершения преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, являются:
Научите детей отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «нет» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
Дети не должны стесняться громко звать на помощь, преступника это остановит. Призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого знают родители и не позже 23.00.
Родители всегда должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти.
Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Нужно сказать об этом громко в трубку телефона.
Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. Их несоблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Родителям надо обращать внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.
Преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, в т.ч. в компьютерные игры у него дома, либо напрашивается в провожатые.
Нередко преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
Надо, чтобы дети рассказывали родителям обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.
Общаясь в социальных сетях Интернета, преступники, как правило, представляются подростками, используя их манеру общения и тактические приемы в целях завладения интимными фотографиями или видеоизображениями и последующего шантажа.
Виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными, все реальные встречи должны проходить под присмотром или с разрешения родителей.
Половое воспитание - процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отношения человека к представителям другого пола.
Подростковый период в отношении полового воспитания - это самый ответственный возраст и самый реальный шанс научить детей сексуальному здоровью. Особая актуальность этого вопроса связана с ускоренным формированием структур и функций детского организма, нередко неравномерным, с опережающим развитием психосексуальной сферы, урбанизацией, условиями жизни и питания, методами родительского воспитания.
Половое развитие зачастую опережает формирование социально принятых моральных и этических норм поведения, делая подростков особенно восприимчивыми и зависимыми от сексуальных проблем, значительно затрудняя адекватное управление влечениями.
Психологические особенности старших подростков.
Девушки и юноши вступают в период половой зрелости. Часть девочек вступает в репродуктивный период. У мальчиков это время отмечено как начало периода юношеской гиперсексуальности, продолжающейся до 18-19 лет.
Ведущим видом деятельности подростка является интимноличностное общение, заключающееся в построении отношений с противоположным полом. Для подростков характерна полярность психики:
Рекомендации родителям по половому воспитанию подростков
В воспитании подростков рекомендуется расширение знаний об особенностях своего тела, здоровья, закрепление навыков личной гигиены, соблюдение режима дня, проведение доверительных бесед, дискуссии по вопросам здорового образа жизни, чтение книг, рассказов и статей, просмотр Интернет-ресурсов и кинофильмов, художественных произведений, картин на актуальные темы подросткового возраста и т.д. При необходимости обращаться за консультацией узких специалистов (гинекологов, урологов, сексологов, врачей-педиатров).
К преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности относятся: изнасилование, насильственные действия сексуального характера, половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, развратные действия, понуждения к действиям сексуального характера и др.
Глава 20 Уголовного Кодекса Республики Беларусь
Статья 166. Изнасилование
Статья 167. Насильственные действия сексуального характера
Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста
Статья 169. Развратные действия
Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера
Согласно статье 27 Уголовного кодекса Республики Беларусь лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности за следующие преступления: изнасилование (статья 166) и насильственные действия сексуального характера (статья 167);
Не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, если будет установлено, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния.
ПОМОЩЬ ДЕТЯМ, ПОСТРАДАВШИМ ОТ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ, А ТАКЖЕ ДЕТЯМ – СВИДЕТЕЛЯМ НАСИЛИЯ
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ДЛЯ ПОСТРАДАВШИХ ОТ НАСИЛИЯ +375 29 610 - 83 - 55 круглосуточно/анонимно/бесплатно
Детская телефонная линия 8 (801) 100 - 16 -11
Телефон доверия экстренной психологической помощи для детей и подростков 8-017-246-03-03 круглосуточно/анонимно/бесплатно с городского телефона
Прямая телефонная линия МВД по приему сообщений о фактах семейного неблагополучия и насилия в отношении детей 8-017-372-73-87 круглосуточно/анонимно/бесплатно с городского телефона
ОНЛАЙН – КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Информационная, психологическая, правовая поддержка детям, пострадавшим от насилия в интернете, а так же родителям и другим свидетелям
WWW.KIDS.POMOGUT.BY
Преступники, совершающие сексуальное насилие над детьми, могут быть очень разными:
Дети – самые уязвимые жертвы преступлений против половой неприкосновенности.
Развращение, раннее вступление в половую связь, сексуальное насилие влекут за собой серьезные проблемы социального, психологического характера, не говоря уже о вреде физическому и психическому здоровью развивающегося организма. Благополучие в семье, лекции в школах по половому воспитанию, ограничение доступа к вредным информационным ресурсам, не могут быть 100% гарантам того, что Ваш ребенок не попадет в число нежелательной статистики.
Мало ребенка воспитать целомудренным, дать знания и навыки безопасного поведения, необходимо установить с ним максимально доверительные отношения, чтобы он в подобной ситуации не остался один на один со своей проблемой и был вовремя защищен.
В целях профилактики и предупреждения преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних в мессенджере Telegram начал функционировать анонимный чат-бот «Помощь» для оказания помощи несовершеннолетним, ставших жертвами преступлений сексуального характера.
Kids.pomogut.by – это интернет-портал для детей, разработанный Представительством Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь и Министерством внутренних дел Республики Беларусь, который направлен на предупреждение и противодействие эксплуатации детей в сети Интернет.
буклет «Гордимся, что научили»;
буклет «Безопасное детство»;
буклеты «Никогда не оставляйте ребёнка без присмотра взрослых!»;
буклет «Не оставляйте детей одних»;
буклет «Путеводитель по безопасности»; буклет «Геометрия безопасности».
книга «Азбука безопасности»;
брошюра «Что делать, если…»;
памятка для родителей;
брошюра «Правила безопасного поведения в различных ЧС»;
книга «Приключения Даши в стране опасности»;
брошюра «Формула безопасности»;
книга «Уроки безопасности: учимся, играя с Филькой и его друзьями»;
«сказки об безопасности»;
«Тушистиковедение».
видеофильмы: «СуперМама. Советы молодым мамам», «СуперМама Советы молодым мамам. Часть 2», «Недетские игры», «Не оставляйте детей одних: новый фильм МЧС», «Вода не ошибок прощает: безопасность детей на воде».
раскраска «Приключения Незнайки в стране детства»;
раскраска «Волшебная книга»;
раскраска «Маленькие истории по безопасности»;
раскраска «Техника спасатели»;
раскраска «Учим правила безопасности вместе - 1»;
прописи «Гордимся, что научили»;
раскраска «Учим правила безопасности вместе - 2»;
блоки видеороликов:
«Азбука безопасности»;
«Уроки безопасности»;
«МЧС. Помощь рядом»;
«Энциклопедия безопасности»;
«Трэба дома бывать частей»;
«Жертвы привычки».
буклет по республиканской акции «В центре внимания дети»
буклеты республиканский акций («Безопасность – в каждой дом!», «День безопасности. Внимание всем!», «Выжигание сухой растительности», «Не оставляйте детей одних!», «Каникулы без дыма и огня», «Безопасный Новый год», «Не прожигай свою жизнь!»).
брошюра «Помощь рядом».
мультсериал «Волшебная книга МЧС».
мультсериал «Спецотряд 112».
плейлист обучающих видеороликов для родителей.
Тепловой удар – опасное для жизни состояние!
В условиях жары необходимо соблюдать правила безопасного поведения при отдыхе и работе с пребыванием на открытом солнце. Особое внимание уделить купанию в открытых водоемах в предназначенных для этого местах и не оставляйте без надзора купающихся детей.
Рекомендуется соблюдать питьевой режим и носить головные уборы.
Тепловой и солнечный удар: причины возникновения, симптомы и признаки, меры первой помощи
Тепловой удар – это опасное для жизни состояние, которое возникает при воздействии на тело человека повышенной температуры, в условиях повышенной влажности, обезвоживания и нарушения процесса терморегуляции организма. Чаще всего тепловой удар развивается при тяжелой физической работе в условиях повышенной температуры и влажности окружающей среды. Реже тепловой удар возникает из-за длительного нахождения в жаркую погоду под прямыми солнечными лучами. Вне зависимости от причины, вызвавшей тепловой удар, следует немедленно обратиться за квалифицированной медицинской помощью, чтобы предотвратить его осложнения (шок, повреждение мозга и внутренних органов, смерть).
Причины возникновения теплового удара:
У каких людей наиболее высок риск развития теплового удара?
Тепловой удар может получить любой человек, однако некоторые люди, ввиду их физиологических особенностей, подвержены большему риску получения теплового удара, чем остальные.
Наибольшему риску теплового удара подвержены:
Дети и лица пожилого возраста. У новорожденных терморегуляционные процессы развиты не в полной мере, поэтому у них возрастает риск получения теплового удара. У пожилых людей, терморегуляция с возрастом ослабевает, что тоже приводит к повышению риска получения теплового удара. Также к группе риска получения теплового удара относятся беременные женщины.
Генетическая предрасположенность. Некоторые исследователи считают, что существуют люди с генетическими особенностями организма, которые повышают риск возникновения теплового удара (врожденное отсутствие потовых желез, муковисцидоз).
Симптомы и признаки теплового удара:
При воздействии на организм человека высокой температуры могут развиться тепловые судороги. Тепловые судороги являются предвестниками теплового удара.
Первыми признаками тепловых судорог являются: обильное потоотделение, усталость, жажда, мышечные судороги в области живота, в ногах и руках. Для предотвращения первых признаков теплового удара, таких как мышечные судороги, рекомендуется пить больше жидкости, сочетать физическую нагрузку с отдыхом, работать в хорошо проветриваемом или кондиционированном помещении.
Осложнения теплового удара
В результате теплового удара может развиться такое осложнение, как шок. Первыми признаками шока при тепловом ударе являются: слабый пульс (снижение артериального давления), посинение губ и ногтей, кожа становится холодной и влажной, потеря сознания. Все эти изменения в организме ведут к развитию отека внутренних органов и мозга. Отек в свою очередь ведет к необратимым повреждениям внутренних органов и мозга и смерти.
Первая помощь при тепловом ударе в домашних условиях:
Если вы почувствовали первые симптомы теплового удара, немедленно вызовите скорую помощь. Если у вас нет возможности вызвать неотложную медицинскую помощь, следует предпринять следующие меры:
Тепловой удар – это очень серьезное состояние, но с помощью простых мер вы можете легко предотвратить его.
Заведующий отделом общественного здоровья Брестского областного ЦГЭиОЗ Тищенко Е.Н.
Подготовлено по материалам
Министерства здравоохранения РБ
Рекомендации Министерства здравоохранения
в связи с установившейся жаркой погодой.
В условиях жары необходимо соблюдать правила безопасного поведения при отдыхе и работе с пребыванием на открытом солнце. Особое внимание уделить купанию в открытых водоемах в предназначенных для этого местах и не оставляйте без надзора купающихся детей.
Рекомендуется соблюдать питьевой режим и носить головные уборы.
Тепловой и солнечный удар: причины возникновения, симптомы и признаки, меры первой помощи
Тепловой удар – это опасное для жизни состояние, которое возникает при воздействии на тело человека повышенной температуры, в условиях повышенной влажности, обезвоживания и нарушения процесса терморегуляции организма. Чаще всего тепловой удар развивается при тяжелой физической работе в условиях повышенной температуры и влажности окружающей среды. Реже тепловой удар возникает из-за длительного нахождения в жаркую погоду под прямыми солнечными лучами. Вне зависимости от причины, вызвавшей тепловой удар, следует немедленно обратиться за квалифицированной медицинской помощью, чтобы предотвратить его осложнения (шок, повреждение мозга и внутренних органов, смерть).
Причины возникновения теплового удара:
У каких людей наиболее высок риск развития теплового удара?
Тепловой удар может получить любой человек, однако некоторые люди, ввиду их физиологических особенностей, подвержены большему риску получения теплового удара, чем остальные.
Наибольшему риску теплового удара подвержены:
Дети и лица пожилого возраста. У новорожденных терморегуляционные процессы развиты не в полной мере, поэтому у них возрастает риск получения теплового удара. У пожилых людей, терморегуляция с возрастом ослабевает, что тоже приводит к повышению риска получения теплового удара. Также к группе риска получения теплового удара относятся беременные женщины.
Генетическая предрасположенность. Некоторые исследователи считают, что существуют люди с генетическими особенностями организма, которые повышают риск возникновения теплового удара (врожденное отсутствие потовых желез, муковисцидоз).
Симптомы и признаки теплового удара:
При воздействии на организм человека высокой температуры могут развиться тепловые судороги. Тепловые судороги являются предвестниками теплового удара.
Первыми признаками тепловых судорог являются: обильное потоотделение, усталость, жажда, мышечные судороги в области живота, в ногах и руках. Для предотвращения первых признаков теплового удара, таких как мышечные судороги, рекомендуется пить больше жидкости, сочетать физическую нагрузку с отдыхом, работать в хорошо проветриваемом или кондиционированном помещении.
Осложнения теплового удара
В результате теплового удара может развиться такое осложнение, как шок. Первыми признаками шока при тепловом ударе являются: слабый пульс (снижение артериального давления), посинение губ и ногтей, кожа становится холодной и влажной, потеря сознания. Все эти изменения в организме ведут к развитию отека внутренних органов и мозга. Отек в свою очередь ведет к необратимым повреждениям внутренних органов и мозга и смерти.
Первая помощь при тепловом ударе в домашних условиях:
Если вы почувствовали первые симптомы теплового удара, немедленно вызовите скорую помощь. Если у вас нет возможности вызвать неотложную медицинскую помощь, следует предпринять следующие меры:
Тепловой удар – это очень серьезное состояние, но с помощью простых мер вы можете легко предотвратить его.
Заведующий отделом общественного здоровья Брестского областного ЦГЭиОЗ Тищенко Е.Н.