ЗОЖ

О жизни с позитивом

Неделя ценностного отношения к жизни «Жить с позитивом!»

ПЛАН

ГУО «Бытенская средняя школа» проведения мероприятий

Недели ценностного отношения к жизни «Жить с позитивом!»

04-09 октября 2021 года

 

п.п.

Проводимые мероприятия

Дата проведения

Ответственные

1.

Оформление стенда «Ценностное отношение к жизни».

04.10

Пилевич Н.Н.

педагог-психолог

2.

Акция «Коллекция теплых слов».

04-09.10

Пилевич Н.Н.

педагог-психолог

классные руководители

3.

Работа «Почты доверия».

04-09.10

Пархута Н.А.

педагог социальный

4.

Круглый стол «Самый светлый час».

05.10

Пархута Н.А.

педагог социальный

5.

 

Конкурс рисунков «Все цвета радуги».

06.10

Яковчук С.Г., пед.-орг.

классные руководители

6.

Консультация для педагогов «Подросток в кризисной ситуации».

07.10

Пилевич Н.Н.

педагог-психолог

7.

Единый информационный час «Горжусь своими земляками».

08.10

Классные руководители

8.

Занятие для учащихся с элементами тренинга «Возьмемся за руки, друзья!»

09.10

Пилевич Н.Н.

педагог-психолог

9.

День здоровья «Мы – олимпийская смена!».

09.10

Житко А.С.

Яглейко О.В.

классные руководители

10.

Консультация для учащихся «Как выйти из конфликтной ситуации».

09.10

Пархута Н.А.

педагог социальный

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

ПРОГРАММА ПРОЕКТА «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

ПРОЕКТ «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

 

Девиз проекта: «Беларусь – страна здоровья!»

 

     
  1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

«ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

Место реализации проекта

Государственное учреждение образования

«Бытенская средняя школа».

Главная идея проекта

Организация совместной деятельности педагогов и учащихся, законных представителей учащихся, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленной на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание условий для сохранения и укрепления здоровья, формировании культуры здорового образа жизни.

Сроки реализации проекта

2019-2022 годы.

Участники проекта

Администрация школы, классные руководители, педагоги, ученический коллектив, родительская общественность, обслуживающий персонал, представители учреждения здравоохранения, социальные партнеры.

Принципы

1.      Культурологический подход: приобщение учащихся к здоровому образу жизни.

2.      Деятельный подход: игровой, творческий.

3.      Дифференциация: учет специфических позиций детей, учет их физического развития.

4.      Комплексный подход: использования профилактических и оздоровительных технологий.

Информационное обеспечение проекта

Журнал «Здоровый образ жизни», сайт школы, информационные     

 стенды.

  1. ОБОСНОВАНИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения  в социальной жизни привели к принципиальным изменениям системы образования в Республике Беларусь. Ставка делается на сохранение и укрепление здоровья нации, в частности учащихся.

Статистика показывает, что подавляющее большинство учащихся знакомы с болезнями, причем иногда довольно близко. Здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Так же большинство учащихся очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных знаний молодые люди совершает множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми. Чем раньше у подростка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом.

В связи с этим для реализации информационного проекта «Школа - территория здоровья» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» необходимо создание единой профилактической среды как в школе, так и в домашних условиях.

Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, учащихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.

Цель проекта: создание модели здоровьесберегающей образовательной среды школы путем интеграции педагогических, информационных, интеллектуальных и материально-технических ресурсов.

Задачи:

- формировать у обучающихся систему знаний на игровых, учебных и факультативных занятиях и во внеурочное  время о сбережении здоровья, мотивацию на сохранение здоровья;

- создать систему содержательного, информационного, материально – технического обеспечения агитационной и пропагандистской ра­боты по приобщению подрастающего поколения, педагогов,  законных представителей обучающихся  к здоровому образу жизни;

- создать в учреждении   оптимальный двигательный режим для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;

- применять технологии, сберегающие здоровье всех участников образовательного процесса.

 

  1. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

В здании Государственного учреждения образования «Бытенская средняя школа» созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда, строго соблюдается санитарно-гигиенический режим.

В 2021/2022 учебном году в учреждении насчитывается 152 учащихся,  при проектной мощности здания учреждения – 800 мест.

В школе находятся: 19 учебных кабинета, 2 кабинета группы продленного дня, 1 компью­терный класс,  столярно-слесарная мастерская,  кабинет обслужи­вающего труда, библиотека, книгохранилище, кабинет музыки, 5 помещений для размещения управленческого и преподавательского соста­ва, актовый и спортивный зал.

Уроки физической культуры и здоровья в холодное время года проводятся в спортивном зале, а в теплое время - на уличных спортивных плоскостных сооружениях (футбольное поле, волейбольная, баскетбольная площадка) и  гимнастическом городке.

Имеются кабинет педагога-психолога и социального педагога с необходимым оборудованием, мягкой мебелью, действует пункт коррекционно-педагогической помощи (далее - ПКПП), в котором занимается 21 учащийся, нуждающихся в коррекционных занятиях.

Работает столовая на 100 мест, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в учебное время. Учащиеся принимают пищу согласно утвержденному графику:

- 1-4 классы после 2 урока в 10.45;

- 5-8 классы после 3 урока, в 11.45;

- 9-11 классы после 4 урока, в 12.45.

- воспитанники ГПД обедают в 13.45.

Обеспечен 100% охват учащихся питанием.  Бесплатное горячее питание получают 18 воспитанников ГПД из 42. В период с сентября по июнь месяц пища витаминизируется витамином «С», учащиеся получают «Гематоген».

В учреждении используется естественное левостороннее и искусственное люминесцентное освещение. Естественное освещение и его надлежащий уровень важны в связи с тем, что свет обладает высоким биологическим действием, способствует росту и развитию организма, обеспечивает нормальную работу зрительного анализатора.

Для искусственного освещения используются люминесцентные лампы. Для учреждения характерно озеленение учебных кабинетов, классных комнат, групп продленного дня.

При исследовании социального статуса семей учащихся было выявлено, что число семей, находящихся в социально опасном положении – 1 (2 детей, из них 1 учащийся школы), семей, воспитывающих детей-инвалидов – 3 (3 детей).

Учебные занятия в I–XI классах  организованы в одну смену. Продолжительность учебных занятий – 45 минут, в I классе – 35 минут, продолжительность перемен 15 минут.

В учреждении функционируют 2 группы продленного дня, которые посещают 42 учащихся 1-4 классов.

В учреждении открыты классы   интегрированного обучения и воспитания, для 1 учащегося организовано обучение на дому.  Согласно учебному плану на проведение учебных занятий по отдельным учебным предметам и коррекционных занятий для этих детей  реализуются учебные часы по русскому языку, белорусскому языку, информатике, математике, английскому языку.

По медицинским показателям для 1 учащегося 4 класса организовано обучение на дому по общеобразовательной программе (Студеничник Вячеслав).

Ежегодно для обучающихся организовывается  отдых и оздоровление в школьном оздоровительном лагере. В 2020/2021 учебном году в оздоровительных лагерях школы прошли оздоровление 55 учащихся (31%).

Значительное место в образовательном процессе занимает  пропаганда здорового образа жизни. В учреждении проводятся кинолектории, конкурсы рисунков, плакатов, игровые программы, встречи с представителями здравоохранения,  тематические классные и информационные часы. В библиотеке учреждения организовываются выставки литературы по проблемам профилактики алкогольной, никотиновой, наркотической зависимости.

Особое внимание уделяется укреплению здоровья детей и формированию навыков здорового образа жизни  через проведение спортивно-массовой работы: Дни здоровья, спортивные праздники и акции. Учителя физической культуры и здоровья обеспечивают участие в районной спартакиаде школьников и районной круглогодичной спартакиаде детей и подростков.

Реализация районных профилактических проектов по здоровому образу жизни нашли своё отражение в следующих видах деятельности: конкурс среди обучающихся «Самый здоровый класс», проведение тематических мероприятий в рамках акции «Мой выбор -  жить с позитивом».

Проводятся мероприятия по предупреждению риска суицидального поведения детей и подростков:  тематические классные часы, выставка-конкурс рисунков «Заряжайся позитивом!», тренинги, психосоциальное анкетирование учащихся 5-11 классов старше 12 лет.

Однако в результате анализа общешкольной карты здоровья выделены ведущие формы патологий. К ним относятся заболевания органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, органов зрения, центральной нервной системы. Наличие патологий является одной из причин сниженной работоспособности и повышенной утомляемости учащихся.

 

  1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ  РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ

1.Функции  медицинских работников Бытенской амбулатории:

- проведение диспансеризации обучающихся;

- медосмотр обучающихся,  определение уровня физического здоровья;

- пульсометрия;

- выявление учащихся специальной медицинской  группы.

  1. Функции администрации:

- общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

- общее руководство и контроль за организацией горячего питания обучающихся в учреждении;

- организация преподавания вопросов сбережения здоровья человека на учебных и факультативных занятиях;

- организация и контроль учебных, факультативных занятий, спортивных секций по физической культуре и здоровью;

- обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул;

- разработка системы внеклассных мероприятий в шестой школьный день по укреплению физического здоровья обучающихся  и ее контроль;

- организация работы классных руководителей по программе сбережения здоровья  и ее контроль;

- организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей.

  1. Функции классного руководителя, воспитателя ГПД:

- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в учреждении;

- организация и проведение в детском коллективе мероприятий по профилактике: частых заболеваний учащихся; детского травматизма на дорогах; наркомании,  токсикомании, табакокурения;

- организация и проведение профилактических работы с родителями;

- организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками РОВД, медработниками, наркологами;

- организация и проведение: внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения; исследования уровня физического и психофизического здоровья обучающихся; диагностика уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

 

  1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Первый этап: Подготовительный (2019/2020 учебный год)

  1. Оценка и анализ состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учреждении.
  2. Подготовка программно-методического обеспечения.
  3. Психолого-педагогическая подготовка кадрового состава.
  4. Ознакомление родителей и учащихся с проектом «Школа – территория здоровья».
  5. Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями для реализации проекта «Школа – территория здоровья».

 

Второй этап: Практический (2020/2021 учебный год). Реализация проекта  «Школа – территория здоровья».

  1. Проведение заседаний педсовета учреждения.
  2. Посещение и взаимопосещение учебных и факультативных занятий.
  3. Создание методической копилки опыта.
  4. Мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в учреждении.
  5. Сбор статистики о динамике развития мотивации к ЗОЖ.
  6. Контроль за организацией образовательного  процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.
  7. Коррекция проекта «Школа – территория здоровья» по итогам реализации.

 

Третий этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (2021/2022 учебный год).

  1. Анкетирование родителей, обучающихся, педагогов на предмет удовлетворённости результатами реализации проекта.
  2. Сравнение медицинских показателей состояния здоровья учащихся до и после реализации проекта «Школа – территория здоровья».
  3. Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у учащихся учреждения на здоровый образ жизни.
  4. Обсуждение итогов реализации проекта «Школа – территория здоровья» в коллективе педагогов, родителей, учащихся.
  5. Публикации, распространение опыта.

 

  1. МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам школы  необхо­димо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.

Для этого нами создана прогнозируемая модель личности учащегося:

Модель выпускника первой ступени общего среднего образования

Модель выпускника второй ступени общего среднего образования

Модель выпускника третьей ступени общего среднего образования

- знание основ личной гигиены, выполнение  правил гигиены;

- владение основами

личной гигиены и здорового образа жизни.

- знание основ строения и функционирования организма человека;

- знание изменений в организме человека в пубертатный период;

- умение оценивать свое физическое и   психическое состояние;

- знание влияния алкоголя, курения,   наркомании на здоровье человека;

- поддержание физической формы;

- телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости;

- гигиена умственного труда.

- стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности  через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье;

- убеждение в пагубности для здоровья и   дальнейшей жизни вредных привычек;

- знание различных оздоровительных систем;

- умение поддерживать здоровый образ жизни,  индивидуальный для каждого человека;

- способность вырабатывать индивидуальный  образ жизни;

- гигиена умственного труда.

 

  1. БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ НА ВСЕХ СТУПЕНЯХ:

- формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

- формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;

- формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;

- формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

 

  1. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА

Контроль за реализацией мероприятий проекта осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности.  Общее руководство осуществляет Совет школы.

 

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

9.1 Медицинское направление предполагает:

- создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья, профилактики COVID-19;

- составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;

- проведение физкультминуток;

- гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом расписания, режима дня;

- четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния учреждения;

- планомерная организация питания учащихся;

- проведение обязательного медицинского обследования.

 

  • Просветительское  направление предполагает:

- организацию деятельности с учащимися по профилактике COVID-19, табакокурения, алкоголизма, наркомании;

- организацию деятельности с родителями по профилактике COVID-19, табакокурения, алкоголизма, наркомании;

- пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры и здоровья).

 

  • Психолого-педагогическое направление предполагает:

- использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности;

- предупреждение проблем развития ребенка;

- обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

- развитие познавательной и учебной мотивации;

- формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;

- совершенствование психолого-медико-педагогической деятельности;

- организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

 

  • Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

- организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;

- привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;

- широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров учреждения к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

 

  • Диагностическое  направление предполагает:

- проведение  мониторинга за состоянием здоровья обучающихся;

- режим дня, бытовые условия;

- внешкольная занятость дополнительными занятиями.

 

  1. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

- здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;

- здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.

 

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ:
  1. Убеждение учащихся ежедневно выполнять рекомендации по COVID-19, утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
  2. Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
  3. Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
  4. Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
  5. Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
  6. Ежемесячное проведение уборок классных помещений.
  7. Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.
  8. Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
  9. Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в учреждении и вне его.
  10. Обучение детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.
  11. Создание комфортной атмосферы в учреждении и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
  12. Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.

 

  1. ФОРМЫ РАБОТЫ:

1.Учет состояния учащихся:

- анализ медицинских карт;

- определение группы здоровья;

- учет посещаемости занятий;

- контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

- организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение факультативных занятий «Час здоровья и спорта»;

- динамические паузы;

- индивидуальные занятия;

- организация спортивных перемен;

- Дни здоровья;

- физкульминутка для учащихся и воспитанников ГПД;

- организация летних оздоровительный лагерей с дневным  пребыванием.

3.Урочная и внеурочная работа:

- открытые уроки учителей физической культуры и здоровья, ОБЖ;

- открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности, спортивные секции: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис.

 

ПЛАН

 МЕРОПРИЯТИЙ ГУО «БЫТЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ШКОЛА-ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

 

Проводимые  мероприятия

Срок выполнения

 Ответственный

 

1.      Организация образовательного  процесса. Режим работы учреждения

1.1

Расписание игровых, учебных, факультативных занятий. Оптимальная организация учебного дня и недели с учетом возможных нагрузок для обучающихся  различных возрастных групп

ежегодно

сентябрь январь

заместитель директора по учебной работе

1.2.

Организация внеурочной деятельности, мероприятий шестого школьного дня

ежегодно

сентябрь январь

руководители методических объединений, заместитель директора по воспитательной работе

1.3.

Организация занятий с детьми на дому

в течение года сентябрь

зам. директора по учебной работе

1.4.

Работа педагогов, направленная на формирование здорового образа жизни через учебные предметы (ОБЖ, физическая культура и здоровье, биология, химия, история, литература, география и др.)

по учебным программам в течение года

педагоги-предметники

1.5.

Внедрение здоровьесберегающих технологий, создающих комфортные условия для образования и воспитания учащихся

постоянно

зам. директора по учебной работе,

педагоги

1.6.

Преподавание учебного материала с учетом возрастных особенностей учащихся и отклонений в здоровье

постоянно

зам. директора по учебной работе, педагоги

1.7.

Организация работы ПКПП с учащимся 1-4 классов

сентябрь

Педагог ПКПП

1.8.

Создание условий и обеспечение материально-технической базы для проведения уроков физической культуры и здоровья

постоянно

директор, заместитель директора по хозяйственной работе

1.9.

Организация оздоровления учащихся

постоянно

Зам. директора по ВР

1.10.

Мониторинг здоровья детей

постоянно

Педагог социальный

1.11.

Медицинское обследование учащихся призывного возраста

по срокам военкомата

Медицинские работники, учитель допризывной подготовки

1.12.

Организация в режиме учебного дня

- правильное размещение учащихся при посадке;

- гимнастика до уроков (1-4 классы);

- физминутка на уроках (1-11 классы);

- гимнастика для глаз на каждом уроке;

- режим проветривания;

- динамические паузы между уроками

ежедневно

постоянно

учителя, классные руководители

 

1.13.

Просветительская деятельность и пропаганда по вопросам охраны и сбережения здоровья, профилактике COVID-19:

- через проведение уроков по ОБЖ;

- проведение классных часов, бесед, круглых столов и др. по вопросам сохранения здоровья;

- привлечение учащихся к исследовательской работе по вопросам экологии окружающей среды и здоровья

- работа лекторской группы по вопросам здорового образа жизни

по плану

педагоги, классные руководители, соц. педагог, медицинские работники

2.      Контроль за учебной нагрузкой

2.1.

Рациональное распределение контрольных работ

ежегодно график

заместитель  директора по учебной работе

2.2.

Контроль за дозировкой домашнего задания

по плану ВШК

заместитель  директора по учебной работе

2.3.

Внедрение в образовательный  процесс здоровьесберегающих технологий

ежегодно постоянно

заместитель  директора по учебной работе

 

3. Соблюдение санитарно-гигиенических норм  к условиям обучения обучающихся охраны их здоровья

3.1.

Выполнение санитарно гигиенических норм к условиям обучения в здании учреждения

постоянно

Заместитель директора по ХР

3.2.

Разработка нормативных правовых  документов по охране здоровья в кабинетах с повышенной пожароопасностью и травмоопасностью

сентябрь, в течение года по необходимости

Заместитель директора по учебной работе, зав.кабинетами

3.3.

Создание условий на территории учреждения для учебных, игровых занятий и отдыха

постоянно

Заместитель  директора по ХР

3.4.

Обеспечение светового и теплового режима в учреждении

постоянно

Заместитель  директора по ХР

3.5.

Своевременный инструктаж по охране труда и соблюдению требований санитарно-гигиенических норм работников учреждения  и учащихся

регулярно

ответственные лица

4.      Медицинское обслуживание

4.1.

Сбор информации о состояние здоровья учащихся

ежегодно

сентябрь

медицинские работники

4.2.

Плановые медицинские осмотры, прививки обучающимся

ежегодно

медицинские работники

4.3.

Прохождение медицинских обследований работниками учреждения

ежегодно

работники учреждения

4.4.

Установление специального режима в период пандемии

в период пандемии

классные  руководители, заместители  директора

4.5.

Оказание первой доврачебной помощи ребенку

по необходим.

медицинские работники

4.6.

Работа по подготовке и проведению Дней здоровья, спортивно-оздоровительных мероприятий

ежегодно

по плану работы

Заместитель директора по воспитательной работе

4.7.

Проведение Дней здоровья

ежемесячно

2-ая суббота

учителя физической культуры и здоровья

4.8.

Работа по подготовке к оздоровлению обучающихся в каникулярный период

в течение года по плану

Заместитель директора по ВР

4.9.

Участие в работе медико-психолого-педагогических консилиумах, педсоветах, совещаниях

ежегодно

по плану работы

медицинские работники

4.10.

Анализ состояния здоровья обучающихся; подготовка листов здоровья

ежегодно

медицинские работники

4.11.

Контроль за состоянием здоровья учащихся после болезни (наличие справки от врача-педиатра)

постоянно

классный руководитель, медицинские работники

4.12.

Просвещение участников образовательного процесса

по плану работы

медицинские работники

5.      Работа педагога-психолога и педагога социального

5.1.

Психолого-педагогические семинары

по плану работы

педагог-психолог

5.2.

Диагностическая деятельность по различным направлениям охраны психического и физического здоровья учащихся

в течение года

педагог-психолог

5.3.

Социальная поддержка малообеспеченных и многодетных семей

постоянно по плану соц. педагога

педагог социальный

5.4.

Адаптация учащихся I классов к школе, V классов ко II ступени, X классов к обучению в старшем звене

октябрь

ноябрь

заместитель директора по учебной работе, педагог-психолог

5.5.

Работа по формированию социально-психологического климата в классных коллективах, в педагогическом коллективе, среди родительской общественности

постоянно

педагог-психолог

5.6.

Формирование корректного этичного отношения к личности ребенка и его здоровью

постоянно

классные руководители, педагоги

5.7.

Ознакомление педагогов и родителей с физиологическими и психологическими особенностями здоровья детей и подростков

по запросу

педагог-психолог

6.      Организация здорового и рационального питания учащихся

6.1.

Обеспечение столовой оборудованием

ежегодно

июнь-август

зам. директора по ХР

6.2.

Организация бесплатного питания воспитанников ГПД

ежегодно

август-сентябрь

заместитель директора по воспитательной работе, кл. руководители

6.3.

Выполнение распорядка питания согласно режиму

постоянно

заместитель директора по ВР

6.4.

Охват горячим питанием учащихся

постоянно

кл. руководители

6.5.

Контроль за составом и качеством меню, приготовленной пищи

 

ежедневно

ответственный  за организацию питания

7.      Организация воспитательной работы

7.1.

Организация рациональной досуговой и внеурочной деятельности в шестой школьный день

постоянно

зам. директора по воспитательной работе

7.2.

Туристско-краеведческая деятельность

по плану работы

Кл. руководит.

7.3.

Просветительская деятельность

 постоянно

Зам.директора

- классные часы, беседы; наглядная агитация

кл. руководители

- встречи с врачами-специалистами

Зам.директора

8.      Спортивно-оздоровительная работа

8.1.

Пропаганда и обучению приемам сохранения здоровья на занятиях ОБЖ и физической культуры и здоровья

в течение года

Учителя физической культуры и здоровья, ОБЖ

8.2.

Охват учащихся внеклассной спортивно-массовой  работой

постоянно

Учителя физической культуры и здоровья

8.3.

Организация внеурочных спортивных мероприятий (Дни здоровья, соревнования, походы)

ежегодно

по плану

Учителя физической культуры и здоровья

8.4.

Работа спортивных секций, занятий дополнительного образования на базе школы

ежегодно

по плану работы

Учителя физической культуры и здоровья

8.5.

Организация летнего оздоровительного отдыха учащихся

ежегодно

июнь-август

зам. директора по ВР

9.      Контроль за состоянием здоровья учащихся

9.1.

Статистические данные по состоянию здоровья обучающихся

в течение года

медицинский работник

9.2.

Анализ воспитательной работы

в течение года

 

 

 

 

зам. директора по ВР, соц. педагог

кл. руководители

 

- по профилактике злоупотребления ПАВ;

- по спортивно-оздоровительной работе;

- по туристско-краеведческой деятельности;

- по развитию движения за здоровый образ жизни;

- по просветительской деятельности за здоровый образ жизни

9.3.

Анализ работы социального педагога и психолога

по каждому полугодию

социальный педагог

психолог

9.4.

Мониторинг охвата учащихся горячим питанием

в течение года

отв. за организацию питания

 

9.5.

Работа социального педагога по охране здоровья школьников

по плану работы

соц. педагог

9.6.

Анализ режима работы учреждения и учебной нагрузки учащихся

согласно годовому плану

зам. директора по учебной работе

9.7.

Статистика социального статуса родителей и учащихся, оказание необходимой помощи

в течение года

соц. педагог

9.8.

Анализ работы педагогического коллектива по плану реализации программы по профилактике злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи

ежегодно

май

зам. директора по воспитательной работе

9.9.

Психолого-педагогические консилиумы

в течение года

Заместитель директора по учебной работе

9.10.

Обсуждение вопросов охраны здоровья обучающихся на совещаниях

по плану работы

директор, заместители директора

9.11.

Контроль за соблюдением ТБ, санитарно-гигиенических норм и требований

постоянно

заместители директора

           

 

  1. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
  2. Снижение показателей заболеваемости учащихся.
  3. Стабилизация состояния здоровья учащихся по основным показателям.
  4. Повышение качества и уровня обучения.
  5. Повышение уровня воспитанности учащихся.
  6. Учащиеся смогут получить знания о здоровом образе жизни, профилактике COVID-19, как заботиться о своём здоровье, соблюдать правила ЗОЖ.
  7. Учащиеся смогут оценивать свой режим дня с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ.
  8. Учащиеся научатся управлять своим поведением в различных жизненных ситуациях.

 

 

свернуть

Всемирный день без табака

31.05.2023

 

Пресс-релиз к Всемирному дню без табака 31 мая 2023 года

 

«Нам нужна еда, а не табак» – эта тема в центре внимания Всемирного дня без табака 2023 года. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и активисты общественного здравоохранения со всего мира соберутся вместе в этот день, чтобы отметить Всемирный день без табака. 

Масштабы человеческой и экономической трагедии, связанной с употреблением табака, шокируют, но эту трагедию можно предотвратить. Глобальная кампания 2023 года направлена на повышение осведомленности об альтернативном производстве сельскохозяйственных культур вместо табака. 

Эта кампания призывает правительства прекратить субсидирование выращивания табака и использовать сэкономленные средства для поддержки фермеров в переходе на более устойчивые культуры, повышающие продовольственную безопасность и улучшающие питание. Фермы без табака – это совместная инициатива Всемирной организации здравоохранения, Всемирной продовольственной программы и Продовольственной и сельскохозяйственной организации в сотрудничестве с Министерством здравоохранения и Министерством сельского хозяйства, которая была запущена в Кении.

Табачная промышленность мешает попыткам заменить выращивание табака, способствуя глобальному продовольственному кризису.

Табак выращивается в более чем 124 странах в качестве товарной культуры, используя примерно 3,2 миллиона гектаров плодородных земель. На долю трех ведущих производителей табачного листа (Китай, Бразилия и Индия в порядке производства) приходится более 60% мирового производства. По мере ужесточения правил в странах со средним и высоким уровнем дохода табачные компании все чаще ориентируются на африканские страны для увеличения производства табачного листа.

Рекордные 349 миллионов человек в 79 странах сталкиваются с острой нехваткой продовольствия, многие из которых проживают в странах с низким и средним уровнем дохода. Более 30 из них находятся на африканском континенте. Многие из этих стран используют большие площади плодородных земель для выращивания табака, а не здоровой пищи. Выращивание табака приводит к необратимым экологическим потерям ценных ресурсов, таких как источники воды, леса, растения и многочисленные виды животных. Вот некоторые факты:

ежегодно в мире около 3,5 млн гектаров земли переоборудуют для выращивания табака. Выращивание табака также способствует вырубке лесов на 200 000 гектаров в год;

выращивание табака является ресурсоемким и требует интенсивного использования пестицидов и удобрений, которые способствуют деградации почвы;

земля, используемая для выращивания табака, имеет меньшую способность выращивать другие культуры, такие как продукты питания, поскольку табак истощает плодородие почвы.

«Табачные изделия это самый загрязненный вид продукции на нашей планете, содержащий более 7000 токсичных химических веществ, которые при утилизации попадают в окружающую среду. Примерно 4,5 триллиона сигаретных фильтров ежегодно загрязняют наши океаны, реки, городские тротуары, парки, почву и пляжи», отметил директор департамента ВОЗ по укреплению здоровья доктор Рудигер Креч.

Такие продукты, как сигареты, бездымный табак и электронные сигареты, также увеличивают объемы загрязнения пластиком. Сигаретные фильтры содержат микропластики и представляют собой вторую по значимости форму загрязнения пластиком во всем мире.

Выращивание табака вредит здоровью фермеров и их семей. Каждый четвертый фермер, выращивающий табак, страдает от болезни зеленого табака, отравления никотином. Они подвергаются воздействию табачной пыли и других химических пестицидов. Фермер, выращивающий и собирающий табак, может поглощать никотин, эквивалентный 50 сигаретам в день. Кроме того, фермеры, выращивающие табак, часто приносят вредные вещества домой на своем теле, одежде или обуви, что приводит к вторичному вредному воздействию на их семьи, особенно на детей. 

Женщины и дети часто являются основными работниками на плантациях табака и поэтому более подвержены риску для здоровья при работе с зелеными табачными листьями и тяжелыми химическими веществами, а также воздействию табачного дыма в процессе сушки. Дети особенно уязвимы, учитывая их массу тела по отношению к доле никотина, поглощаемого их кожей. Беременные женщины также несоразмерно страдают от вредных последствий выращивания табака и сталкиваются с более высоким риском выкидыша. 

Люди, которые скручивают биди (сигареты, скрученные вручную), особенно женщины и дети, подвергаются воздействию табачной пыли, которую они вдыхают, храня табак дома и скручивая биди, что приводит к респираторным заболеваниям и другим проблемам со здоровьем. 

Всемирный день без табака 2023 года предоставляет возможность поддержать усилия по борьбе с табакокурением, повысить осведомленность жителей планеты о негативных последствиях выращивания табака для здоровья людей и окружающей среды, социально-экономического развития и о преимуществах отказа от табака.

Курение  это не просто вредная привычка, это глобальная эпидемия, уносящая ежегодно до 8 миллионов жизней. Миллион из них  жертвы пассивного курения.

Отказ от курения может стать непростой задачей, но есть более ста причин бросить курить. Курение может навредить не только здоровью курящему, но и здоровью окружающих его друзей и членов семьи.

Курение или использование электронных сигарет среди детей ставит под угрозу их здоровье и безопасность. Табак наносит вред практически каждому органу тела. Все виды табачных изделий смертельно опасны и все формы употребления табака вредят здоровью, безвредной дозы табака не существует.

Употребление табака имеет негативные социальные последствия. Курение сопровождается финансовыми затратами, а ведь каждый курильщик мог бы потратить деньги на более важные вещи. Покупая табак, курящие оказывают финансовую поддержку индустрии, которая эксплуатирует фермеров и детей и способствует росту заболеваемости и смертности во всем мире.

Все больше людей навсегда отказываются от пагубной привычки и выбирают жизнь.

Антитабачная информационно-образовательная акция, организованная Брестским областным ЦГЭиОЗ совместно с организациями здравоохранения, заинтересованными ведомствами и общественными организациями в поддержку инициативы ВОЗ в нынешнем году, преследует главную цель способствовать снижению спроса на табачные изделия и отказу от употребления табака жителями Брестчины. 

Повысить шансы на успешный отказ от табака, возможно, помогут краткие советы тем, кто имеет зависимость от табака:  

  1. Оттягивайте момент курения: не поддавайтесь вредной привычке как можно дольше.
  2. Дышите глубоко: сделайте 10 глубоких вдохов для внутреннего расслабления, чтобы желание курить прошло.
  3. Пейте воду: вода – здоровая альтернатива сигарете во рту.
  4. Попытайтесь отвлечься: примите душ, почитайте, прогуляйтесь, послушайте музыку!

 

Стасевич Г.С., врач по медицинской профилактике, заведующий отделением ИМР отдела общественного здоровья Брестского областного ЦГЭиОЗ

 

 

свернуть

Акция по профилактике табакокурения.

Ежегодно по инициативе Международного союза по борьбе с раком в ноябре проводится День некурения. Республиканская антитабачная информационно-образовательная акция, приуроченная к этому дню, проходит в нашей стране с 17 по 24 ноября 2022 года

Целью проведения акции является повышение уровня информированности населения в отношении пагубных последствий для здоровья потребления табака и воздействия табачного дыма, формирование у гражданского общества поддержки мер, направленных на борьбу с потреблением табака в соответствии с положениями Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.

Табачный дым вызывает и обостряет многие болезни, действуя практически на все органы. А продукты табачного происхождения вместе с другими канцерогенными веществами – главная причина возникновения онкологических заболеваний. Курение провоцирует развитие 18 форм рака у человека: рак легкого, пищевода, гортани и полости рта, мочевого пузыря, поджелудочной железы, почки, желудка, молочной железы, шейки матки и др. Кроме высокого риска возникновения различных форм злокачественных новообразований, продолжение курения негативно сказывается на проведении специального лечения при возникновении этих заболеваний. Установлено, что у курящих пациентов, по сравнению с некурящими, сокращается продолжительность жизни, возрастает риск рецидива или возникновения второй опухоли, снижается эффективность лечения, качество жизни. Прекращение курения гарантирует снижение заболеваемости.

Не существует безопасной сигареты и безопасного уровня курения. Единственным наиболее эффективным способом снижения опасности для здоровья остается прекращение курения.

Отказ от курения в любом возрасте оправдан, поскольку:

через 8 часов уровень кислорода в крови возвращается к норме;

через 48 часов человек обретает обоняние и вкус;

через 1 месяц становится легче дышать, исчезают утомление, головная боль;

через 6 месяцев проходят бронхиты, восстановится сердечный ритм;

через 1 год вдвое уменьшается возможность умереть от ишемической болезни сердца.

 

На сайте  mail@rcheph.by Государственного учреждения «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» - «главная» – «новости» можете ознакомиться с информационно-образовательными материалами по теме Акции:

 

Наглядные материалы (листовки, буклеты):

               Листовка о местах, где курение запрещено;

               Буклет «Электронные сигареты»;

               Листовка «Бросай курить»;

               Листовка «Сигареты женскими не бывают»;

               Листовка «Каждая сигарета убивает тебя»;

               Плакат «Отравление планеты»;

(https://www.who.int/ru/campaigns/world-no-tobacco-day/2022/campaign-materials)

               Листовка «Сохрани свою жизнь».

 Видеоролики по теме:

               Курение убивает;

               Пассивное курние;

               Сигарета не модно;

               А знаете ли вы, что...(курение как фактор риска);

               Каждая сигарета убивает!;

               Твое дело табак;

 

 

 

Государственное учреждение

«Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»

свернуть

Всемирный день некурения

Информация ко Всемирному дню без табака

Пресс-релиз №1 «Всемирный день некурения и профилактики онкологических заболеваний»

Пресс-релиз №1

«Всемирный день некурения

и профилактики онкологических заболеваний»

 

Ежегодно по инициативе Международного союза по борьбе с раком (UICC) в третий четверг ноября проводится День некурения. Республиканская антитабачная информационно-образовательная Акция, инициированная Министерством здравоохранения Республики Беларусь, пройдет в нашей с 17 по 24 ноября 2022 года. В Брестской области Акция, приуроченная к этой дате,  стартует уже  с 14 ноября.

Основной задачей медицинской науки и практики во все времена является концентрация усилий на борьбе с главными причинами смертности населения. Борьба с курением – необходимое условие улучшения здоровья населения. Курение наносит существенный вред здоровью курильщика. Употребление табака является самой значительной предотвратимой причиной смерти и в настоящее время, по данным ВОЗ, приводит к смерти каждого десятого взрослого человека в мире.

К сожалению, далеко не все понимают, что табачный дым опасен не только для курильщика, но и для тех, кто находится с ним рядом. В этом особом едком «соусе» содержится порядка четырёхсот химических веществ. Вот лишь некоторые из них:

Аммиак – способствует тому, чтобы сигарета не тухла и никотин быстрее всасывался в кровь;

толуол – сильный промышленный растворитель, вызывает усталость, слабость, потерю аппетита и потерю памяти;

уксусная кислота – вдыхание её паров приводит к разрушению слизистых оболочек и язвенным ожогам дыхательных путей;

стеариновая кислота – одна из основных составляющих копоти, поражающей все дыхательные пути;

нитробензол – убийственно токсичный газ, при курении вызывает необратимые повреждения кровеносной системы;

тар (дёготь) – повреждает лёгкие, вызывает рак;

мышьяк – очень сильный смертельный яд;

кадмий и никель – используются в батарейках, оказывают токсическое воздействие на почки;

хлористый винил – используется для виниловой продукции, кратковременное воздействие вызывает головокружение, головные боли и усталость, длительное воздействие вызывает рак;

формальдегид – консервант, используется в судебно-медицинской практике, вызывает рак;

полоний-210 – радиоактивное вещество, взывает рак печени и мочевого пузыря, язву желудка, лейкемию и другие заболевания;

ацетон – сильнейший канцероген;

акролеин – чрезвычайно токсичное вещество, используется для производства акриловой кислоты, раздражает лёгкие и является причиной эмфиземы, повышает риск развития рака;

цианистый водород – смертельно ядовитый яд, используется для уничтожения крыс, в случае вдыхания в малых дозах вызывает головные боли, головокружение и слабость;

угарный газ – смертельно опасный газ при вдыхании в закрытых помещениях, не имеет ни цвета ни запаха, может привести к сильнейшему отравлению и летальному исходу;

этилен – вызывает вялое, сонное состояние;

синильная кислота – напоминает горечь миндаля, очень токсична, воздействует на дыхательную систему, парализуя её;

бензопирен – очень ядовит, меняет структуру клеток и ДНК, что может привести к генетическим изменениям, особенно вреден для беременных женщин;

шестивалентный хром – сильнейший канцероген.

И прочие компоненты.

Многие из них являются ядами для любой биологической формы жизни. Стоит взглянуть на этот список, чтобы понять: подобные вещества не должны находиться в клетках биологического тела.

Закуривая сигарету, курильщик всасывает не что иное, как фитиль, пропитанный химическими ядами.

В табачном дыме содержится около 180 токсичных веществ с концентрацией, значительно превышающей предельно допустимую. Суммарный показатель токсичности табачного дыма составляет 384 000 ПДК (предельно допустимая концентрация). Именно во столько раз следовало бы разбавлять табачный дым чистым воздухом, чтобы он стал безвредным для дыхания. Для сравнения: суммарный показатель токсичности отработанного автомобильного газа – 90 500 ПДК                    (в 4,25 раза ниже табачного дыма). Получается, что табачный дым в несколько раз вреднее выхлопных газов автомобиля!

Особенно опасен для здоровья состав смолистых и твёрдых частиц. Именно они покрывают лёгкие и дыхательные пути нагаром, не давая возможности организму заняться самоочищением.

Это наиболее известные элементы, которые содержатся в табачном дыме. Эксперты установили, что в табачном дыму присутствует свыше семи тысяч химикатов, 50 из которых приводят к онкологическим заболеваниям. Курение может стать причиной онкологического процесса в любом органе организма человека: мочевой пузырь, кровь (острый миелоидный лейкоз),·шейка матки, кишечник, пищевод, почки и мочеточник, гортань, печень, ротовая полость (горло, язык, мягкое небо и миндалины), поджелудочная железа, желудок, трахея, бронхи и легкие.

Общепризнано, что риск возникновения злокачественных новообразований напрямую зависит от следующих факторов: количества выкуриваемых сигарет в день, возраста начала курения и «стажа» курения. Риск развития рака значительно выше у тех, кто начинает регулярно курить в юношеском возрасте. Развитию опухолей предшествует довольно длительный период  курения (в течение десятилетий), но рано начавшие курить накапливают канцерогенный потенциал уже в среднем возрасте. В то же время показано, что отказ от табакокурения, с учетом процессов дезинтоксикации с выведением из организма бывших курильщиков метаболитов соединений табака, включая канцерогены, значительно снижает вероятность заболевания раком в сравнении с лицами, продолжающими курить. Прекращение курения даже в среднем возрасте позволяет не только избежать в дальнейшем повышенного риска индуцированного курением рака, но и резко снизить его, а положительный эффект от прекращения курения в более раннем возрасте  еще более очевиден.

Кроме высокого риска возникновения различных форм злокачественных новообразований, продолжение курения негативно сказывается на проведении специального лечения при возникновении этих заболеваний. Установлено, что у курящих пациентов, по сравнению с некурящими, сокращается продолжительность жизни, возрастает риск рецидива или возникновения второй опухоли, снижается эффективность лечения, качество жизни. Прекращение курения гарантирует снижение заболеваемости.

Курение вызывает изменения в генах, которые могут привести к повышенному риску развития онкологических заболеваний и диабета, установили шведские учёные из научно-клинического центра Университета Упсалы. Именно поэтому отказ от табакокурения, по утверждению экспертов ВОЗ, является на сегодня наиболее эффективным и доступным направлением работы по снижению заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований.

Первый пункт Европейских рекомендаций по борьбе с раком гласит:

Не курите. Курение является важнейшей причиной преждевременной смерти.

Если Вы курите – прекратите. Прекращение курения до начала развития рака или других серьезных заболеваний предотвращает повышение риска развития табакозависимых болезней в более позднем возрасте, даже если курение прекращается в среднем возрасте.

Если Вы не можете бросить курить, не курите в присутствии некурящих. Ваше курение может оказать неблагоприятное воздействие на здоровье окружающих.

Все еще значительная часть населения подвержена пассивному курению. Особенно страдают дети курящих родителей. Они в большей степени, чем дети, родители которых не курят, подвержены различным инфекциям дыхательных путей, есть информация о повышенном риске возникновения лимфом у таких детей.

Каждый курящий в состоянии прекратить курение, если по-настоящему осознает опасность этой привычки и проявит достаточную силу воли. Борьба с курением – это борьба за здоровье не только курящих, но и окружающих их людей.

С 17 по 24 ноября 2022 года в нашей стране пройдет Республиканская антитабачная информационно-образовательная акция, инициированная Министерством здравоохранения Республики Беларусь. На Брестчине Акция, приуроченная к этой дате, стартует уже с 14 ноября.

В дни проведения Акции медицинскими работниками Брестчины на всех административных территориях совместно с заинтересованными ведомствами и учреждениями, общественными организациями инициируют проведение различного формата информационно-образовательных мероприятий по профилактике потребления табачных изделий и болезней, причинно связанных с табакокурением, для взрослого населения, детей и подростков.

Специалистами областных организаций здравоохранения –  УЗ «Брестский областной онкологический диспансер», Брестский областной ЦГЭиОЗ – будут организованы консультации врача-онколога по вопросам профилактики онкологических заболеваний 18 ноября с 12.00 до 14.00 по тел. 8(0162) 53 12 11 и психолога по преодолению зависимости от табака с 9.00 до 13.00 по тел. 8(0162) 32 11 55.

Борьба с курением – необходимое условие улучшения здоровья населения. Поддержите мероприятия Акции!

Стасевич Г.С., врач по медицинской профилактике, заведующий отделением организационно-методического обеспечения отдела общественного здоровья Брестского областного ЦГЭиОЗ

 

 

 

Пресс-релиз №2

«Всемирный день некурения.

 Профилактика онкологических заболеваний»

 Ежегодно по инициативе Международного союза по борьбе с раком (UICC) в третий четверг ноября проводится День некурения.

Мероприятия республиканской информационно-образовательной акции по профилактике табакокурения как фактора риска развития онкологических заболеваний, приуроченные к 17 ноября, пройдут с 17 по 24 ноября 2022 года. В Брестской области Акция стартовала с 14 ноября 2022 года.

Целью данной акции является профилактика онкологических заболеваний, причинно связанных с табакокурением.

Значительное содержание в табаке и продуктах его переработки канцерогенных веществ, определяет тесную связь курения и развития онкологических заболеваний. В настоящее время доказана связь табакокурения с 18 формами рака у человека. В первую очередь это рак легкого, пищевода, полости рта и глотки, гортани. С потреблением табака связано большое число случаев рака мочевого пузыря и поджелудочной железы и меньшее – рака почки, желудка, молочной железы, шейки матки, носовой полости и др.

Многие ведущие онкологи мира сделали вывод, что борьба с курением и полный отказ от табака обеспечит снижение заболеваемости раком легкого не менее чем на 30 %.

Вероятность возникновения злокачественной опухоли легких зависит от возраста начала курения, стажа и количества выкуриваемых сигарет: чем больше сигарет выкуривается за день, чем больше стаж курения и чем моложе возраст начала курения, тем выше риск заболевания. Установлено, что у выкуривающих в день больше 1 пачки сигарет риск заболевания раком легкого выше, чем у некурящих, в 15 – 25 раз, а у злостных курильщиков, выкуривающих 2 и более пачек сигарет в день, выше в 60 раз.

Наиболее высокая вероятность заболеть раком легкого отмечается у курильщиков после 20-летнего стажа курения. Для мужчин, начавших курить в возрасте до 15 лет, риск умереть от рака легкого в 3,4 раза выше по сравнению с теми, кто начал курить в возрасте старше 25 лет. Для женщин этот риск выше в 2,4 раза.

Рак легкого не имеет специфических симптомов, для него характерен продолжительный скрытый инкубационный период. Выявляется уже в запущенных стадиях. Чаще протекает хронически, под видом упорных воспалений легкого. Смертность от рака легкого среди курильщиков в 20 раз выше, чем среди некурящих. И если бы это была мгновенная смерть, а так человек в течение долгих месяцев в мучении медленно угасает…

Вместе с тем чрезвычайно важным представляется тот факт, что прекращение курения снижает риск заболевания раком легкого: уже через 5 лет частота такой заболеваемости начинает падать, а через 20 лет после прекращения приближается к таковой у некурящих. Исследования патологоанатомов показали, что у курильщиков часто встречались предраковые заболевания.

В Брестской области ежегодно выявляется около 600 случаев рака трахеи, бронхов и легких. В 2021 году заболеваемость данной патологией составила 38,8 случая на 100 тыс. населения. Причем заболеваемость мужского населения области практически в 8,5 раз выше женского населения. А заболеваемость сельского населения в 1,5 раза выше городского.

Риск развития рака полости рта и глотки у курящих выше в 2-3 раза в сравнении с некурящими. А у тех, кто выкуривает больше 1 пачки сигарет в день, риск онкологических заболеваний этих органов выше в 10 раз.

Заболеваемость раком полости рта за последние 10 лет возросла практически вдвое: если в 2012 году выявлялось около 140 случаев рака полости рта, то в 2020 – более 200 случаев, из них 86 % приходится на мужчин.

По сравнению с некурящими, риск возникновения рака пищевода у курящих в 5 раз выше. За последние 10 лет в Брестской области, как и с Республике Беларусь в целом, заболеваемость раком пищевода возросла в 1,3 раза. Заболеваемость мужского населения в 5,8 раз выше женского.

Опухоли головного мозга и рак шейки матки у приверженцев этой пагубной привычки тоже наблюдаются чаще.

По данным Международного союза по борьбе с раком (UICC), сегодня 30% всех случаев смерти от рака связаны с курением.

В Брестской области смертность от рака трахеи, бронхов и легких занимает лидирующее место в структуре онкологических болезней. В 2021 году среди умерших от злокачественных новообразований на долю умерших от рака легкого пришлось около 16 %, из них 89 % составили мужчины.

С ростом заболеваемости раком полости рта и глотки отмечается и рост смертности от данной патологии. Из общего числа умерших от рака полости рта и глотки – 91 % составило мужское население.

Смертность от рака пищевода за последние 10 лет в области возросла практически в 2 раза. Из общего числа умерших от рака пищевода мужчины составили 86 %.

Медицинская общественность призывает в первую очередь всех курящих отказаться от этой пагубной привычки, чтобы снизить риск развития раковых заболеваний.

Отказ от табакокурения – наиболее перспективное направление профилактики онкологических заболеваний.

свернуть

Мы здоровое поколение Брестчины