Учебно-производственная мастерская

РАССМОТРЕНО                                                             УТВЕРЖДАЮ

на заседании                                                               Директор ГУО

педагогического совета                                              «Бытенская средняя школа»

(протокол №10                                                            __________  Т.И.Богданович

от 29.08.2023 г.)                                                           29.08.2023 г.

                                                                                                                                  

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о комбинированной мастерской

по обработке древесины и металла

ГУО «Бытенская средняя школа»

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  2. Комбинированная учебная мастерская по обработке древесины и металла предназначена для проведения учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение» (технический труд) для учащихся V-ІХ-ых классов, вывеска – «Комбинированная мастерская по обработке древесины и металла» (далее - мастерская).
  3. Площадь мастерской установлена в зависимости от количества классов-комплектов и наполняемости классов в соответствии с:

Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 №206 (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 №63, от 25.11.2014 №78, от 17.05.2017 №35, от 03.05.2018 №39) (далее – Санитарные нормы и правила);

Специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 №525 (далее – Специфические санитарно-эпидемиологические требования);

  1. В мастерской организуется работа в соответствии с:

Кодексом Республики Беларусь об образовании;

Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.09.2022 № 322 (далее – Положение);

Законом Республики Беларусь «Об охране труда».

  1. Использование учебной мастерской, ее оборудования в целях, не предусмотренных данным Положением, а также изготовление в них какой-либо продукции без участия школьников запрещается.

 

  1. ПОМЕЩЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ КОМБИНИРОВАННОЙ МАСТЕРСКОЙ
  2. Помещение мастерской должно быть светлым, теплым и сухим. Запрещается организация мастерской в подвальных и полуподвальных помещениях и на верхних этажах школьного помещения.
  3. Мастерская обеспечивается станочным и иным оборудованием, приспособлениями, инструментами, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения в соответствии с Перечнем мебели, инвентаря, средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 75 (с изменениями и дополнениями) (далее – перечень средств обучения).

При наличии свободной площади мастерская может снабжаться также дополнительным станочным и иным оборудованием, приспособлениями и инструментами, необходимыми для организации общественно полезного труда учащихся, работы технических объединений по интересам, факультативов. В оснащении мастерской помогают предприятия, предприниматели, шефы и другие.

  1. Оборудование, которое не предусмотрено Перечнем средств обучения, в том числе самодельное, устанавливается в мастерской с разрешения органов государственного надзора за охраной труда, областного комитета профсоюза работников образования и науки, оформляемого соответствующими актами.
  2. В мастерской оснащаются рабочие места учащихся индивидуального, коллективного пользования и рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в соответствии с учебными программами, а также учитывать разницу антропометрических данных учащихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики. Планировка мастерской, размещение рабочих мест, оборудования и мебели должны обеспечивать благоприятные и безопасные условия для организации образовательного процесса, возможность контроля за действиями каждого учащегося.
  3. Рабочее место учащегося для индивидуального пользования – верстак или специальный стол с откидным, приставным или выдвижным сиденьем. Конструкция верстака (стола) должна обеспечивать его перенастройку в соответствии с ростом ученика или позволять использовать подставки для ног. Рабочее место укомплектовывается постоянными в использовании приспособлениями и инструментами, размещаемыми на вкладках разнообразной конструкции.
  4. Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью V-ІХ-ых классов с учётом деления их на подгруппы в соответствии с установленными нормами.
  5. Рабочее место учителя в мастерской располагается на возвышении-подиуме размером (примерно) 1/15 часть рабочей площади мастерской 2500x1500x200 мм. Оно оснащается столом с ёмкостью для технических средств обучения, классной доской с комплектом классных инструментов и приспособлением для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся и станочного оборудования мастерской. В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать комбинированный верстак с набором необходимых приспособлений и инструментов, шкафы-секции для хранения инструментов и учебно-наглядных пособий. К рабочему месту учителя подводится электропитание.
  6. В соответствии с требованиями Правил осуществляется освещение, отопление, общая и местная вентиляции мастерской. Электрические розетки в мастерской по обработке древесины маркируются по напряжению.
  7. Цвет для покраски стен, инвентаря, оборудования мастерской необходимо подбирать с учётом требований эргономики и технической эстетики, с использованием сигнальных цветов (красный, жёлтый, зелёный) и знаков безопасности.
  8. Мастерская оснащается умывальниками со щётками и мылом, а также электросушилками для рук или полотенцами. В специально отведенных местах располагаются ёмкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов. В комплект оборудования мастерской по обработке древесины входят также средства пожаротушения (противопожарные средства) с углекислотным огнетушителем, универсальная аптечка первой помощи. Возле аптечки на специальной табличке указываются адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, 103.
  9. Помещение мастерской оформляется стендами постоянного пользования, при работе на станках, производственной санитарии, материаловедению, уголками по охране труда, уголками по профессиональной ориентации.
  10. В мастерской по обработке древесины организуются постоянные действующие выставки изделий учащихся с указанием, названия изделия, ФИО автора, класса и срока исполнения экспонатов. Бирка (120х80).
  11. Рабочие места учащихся обеспечиваются инструкциями по безопасности труда при выполнении различных видов операций. Они разрабатываются на основе типовых, утверждаются директором школы и согласовываются с профсоюзным комитетом. Инструкции, требования безопасности, правила пересматриваются по мере необходимости, однако не реже одного раза в три года.
  12. Заключение о пригодности мастерской к занятиям дается каждый год комиссией по приему учреждения образования к учебному году и оформляется соответствующим актом-разрешением на проведение образовательного процесса в мастерской, а учитель должен иметь допуск на право работать на станочном оборудовании, пройти проверку знаний по охране труда, пройти врачебный осмотр.
  13. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ
  14. Порядок организации работы в мастерской, продолжительность занятий регламентируется расписанием и утверждается руководителем учреждения.
  15. Организация работы и режим занятий в мастерской определяется с учетом санитарно-гигиенических требований к организации, режиму и условиям трудового обучения учащихся V-ІХ-ых классов.
  16. Все работы в мастерской учащиеся выполняют только в присутствии учителя, на исправном оборудовании, исправном инструменте, в спецодежде (халат, берет или косынка, фартук). Пользование спецодеждой должно быть строго индивидуальным.
  17. К выполнению каждого нового вида работ учащиеся допускаются только после проведения инструктажа по безопасности труда и обучению безопасным методам труда.
  18. Руководство учреждения образования при активном участии заведующего мастерской (учителя) принимает необходимые меры по модернизации мастерской, систематическому пополнению ее оборудованием, приспособлениями, инструментами, материалами, улучшению технического обслуживания станочного парка, рационализации рабочих мест.
  19. Для организации работы мастерской на должном уровне по сохранению и обеспечению здоровых и безопасных условий, эксплуатации и содержанию в технически исправном состоянии станочного оборудования, инструментов и приспособлений директор школы соответствующим приказом по школе возлагает выполнение обязанностей на заведующего мастерской (учителя трудового обучения). Не разрешается возлагать выполнение обязанностей заведующего мастерской по обработке древесины на других учителей или работников школы.
  20. Заведующий мастерской (учитель трудового обучения) – должен:

совместно с заведующим хозяйством осуществлять работу по обеспечению мастерской оборудованием, приспособлениями, инструментами, материалами, (древесина и другой материал) для работы в мастерской;

планировать работу мастерской;

совместно с педагогическими работниками школы, осуществляющими организацию общественно полезного труда учащихся, планирует выполнение заданий (изделий) на учебный год;

организовывать наладку, ремонт техники, оборудования, приспособлений, инструмента;

отвечать за безопасное состояние оборудования и санитарно-гигиеническое состояние мастерской;

следить за своевременной проверкой электрооборудования, его заземления, состояния изоляции электропроводки, средствами пожаротушения;

принимать на ответственное сохранение имущественно-материальные ценности мастерской, вести их учет.

  1. Учителя трудового обучения, руководители объединений по интересам, факультативов и организаторы общественно полезного труда, работающие в мастерских:

осуществляют подготовку к занятиям оборудования, приспособлений, инструментов (их наладка) материалов (заготовок);

обеспечивают занятия необходимыми материалами, заготовками, технической и технологической документацией;

проводят инструктаж учащихся по безопасности труда по каждому виду работ с регистрацией (записью) в классном журнале;

несут ответственность за соблюдение учащимися общих правил безопасности труда и производственной санитарии, охрану жизни и здоровья учащихся во время работы в школьных учебных мастерских.

Учителя трудового обучения один раз в три года проходят курсы повышения квалификации в областном ИРО с обязательной сдачей зачета по охране труда. Квалификационное удостоверение станочника (для подтверждения права работы на станочном оборудовании).

  1. В мастерской для учащихся V-ІХ-ых классов рабочее место индивидуального пользования, как правило, представляет собой верстак. Верстак должен иметь, номер рабочего места. Высота столов подбирается примерно следующая: 50 % столов ростовой группы «Б» (600 мм) и 50 % столов – группы «В» (660мм).
  2. Для выполнения отдельных видов работ, предусмотренных программой, а также для различных занятий во внеурочное время с учащимися в мастерской по обработке древесины могут оснащаться 4-6 мест коллективного пользования. Высота столов на рабочих местах коллективного пользования должна соответствовать ростовой группе «Г» (720 мм) в связи с тем, что работа за столами осуществляется в основном стоя.
  3. Рабочие места, которые предназначены для работ по выжиганию, оснащаются электропитанием напряжением до 42V. Их рекомендуется оснащать вытяжным оборудованием.
  4. КОМБИНИРОВАННАЯ МАСТЕРСКАЯ

ПО ОБРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ И МЕТАЛЛА

  1. Рабочим местом индивидуального пользования в мастерской являются столярный или комбинированный верстак. При отсутствии в мастерской комплекта электроснабжения к верстакам может подводиться электропитание не выше 42V для выполнения электротехнических работ.
  2. Рабочими местами коллективного пользования в мастерской являются станки, а также дополнительное оборудование для организации общественно полезного труда учащихся.
  3. Станочные рабочие места оснащаются тумбочками или вкладками для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовых изделий и документации.
  4. Специальные помещения (индивидуальная комната учителя, кладовка для сохранения сырья и готовой продукции), которые предусмотрены в составе мастерской, предназначены для сохранения приспособлений, инструментов, материалов, заготовок, незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ.

Эти помещения являются, как правило, смежными с помещениями мастерской. Расположение и геометрия помещения кладовки должны обеспечивать возможность разрезания на круглопильном станке длинномерных (до 3 м) пиломатериалов.

  1. Станки: фуговально-пильный школьный (фпш-5м) или фуговальный школьный СФО-1, круглопильный школьный СКД-1 – относятся к оборудованию, на котором работает только учитель. Эти станки устанавливают в специальных помещениях. В исключительных случаях они могут устанавливаться непосредственно в мастерской возле рабочего места учителя, при этом во время занятий с учащимися закрываются запирающимися футлярами. Указанные станки по дереву должны быть оснащены вентиляционными вытяжками.
  2. В мастерской ведется журнал периодического контроля (ежедневно до начала работы проверяется состояние техники безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, производственной санитарии, исправность вентиляции, достаточность освещения рабочих мест, чистота в помещении). Выявленные в результате контроля нарушения записываются в журнале периодического контроля.